Главные героини «Чистых» — жрицы любви, которые зарабатывают свой нелегкий хлеб в декорациях Российской империи начала прошлого века. Проституция в то время разрешена законом, но в данном случае у девушек нет никаких разрешений на «профессию», трудятся они в тайном борделе и по факту считаются официально «чистыми» — так называли подобных дам на заре прошлого века.
На улицу каждая из них выходит под своей легендой — от трепетной и попавшей в непростую ситуацию провинциалки до страдающей от утраты вдовы, — а весь свой «улов» отдают хозяйке борделя, даме, которая запросто может учинить настоящую экзекуцию за скрытые заработки. Коварство этой «матушки» дошло до такой степени, что она удочерила всех своих работниц и в глазах общественности слывет кем-то вроде мецената.
Весьма пикантный сюжет получает завидную поддержку в виде звездного кастинга и декораторских решений. В сериале заняты Виктория Исакова, Федор Бондарчук, Никита Кологривый, Риналь Мухаметов, Марк Эйдельштейн и другие. А благодаря усилиям художника-постановщика Павла Пархоменко и художника по костюмам Владимира Никифорова жизнь в Петербурге начала прошлого века похожа на бесконечный жутковатый карнавал.
Цвета и контрасты иногда доведены до абсурда, и подобный визуальный ряд в сочетании с сюжетом формирует особую атмосферу. Даже в пышных интерьерах как будто пахнет разложением, что напоминает о фильмах «Про уродов и людей» и «Груз 200» Алексея Балабанова, где соответственно российская и советская империи сгнивали на глазах.
Создатели «Чистых» далеко не пионеры в исследовании жизни тех, кто по разным причинам вынужден торговать своим телом. Но если «Чики» и «Содержанки» были посвящены тому, что происходит здесь и сейчас, то в сериале Хомерики, наверное, главный акцент сделан на историческую театральность буквально во всем. И здесь начинаются всякие странности.
Актерам, которые со всей этой театральностью неплохо справляются, отведены хоть и яркие, но не главные роли. Виктория Исакова, сыгравшая «матушку», не так часто перевоплощается в рафинированную злодейку, но здесь от нее просто глаз не оторвать. Никита Кологривый и Марк Эйдельштейн играют ожидаемые для себя образы (первый — жестокого надсмотрщика за девочками «матушки», второй — студента с разыгравшимися сексуальными фантазиями), однако каждый эпизод с ними наполнен завидной энергией.
Но по мере того, как сюжетные линии этих персонажей заканчиваются и основное внимание переключатся собственно на «чистых» девушек, фитилек актерских страстей как будто переходит в экономичный режим. А если уж называть вещи своими именами, то молодежь (наибольшее внимание получают героини Софьи Синициной и Дианы Милютиной) как будто брошена в море в надежде, что кто-нибудь как-нибудь выплывет. В итоге если и выплывают, то еле-еле.
По международной статистике, количество сексуальных сцен в фильмах и сериалах прежде всего американского производства в последнее время заметно сокращается. Объясняют это нормами новой этики и заметно снизившимися запросами публики на клубничку на экране. Но в «Чистых» шли явно наперекор международным трендам. Даже по местным меркам в сериале творится настоящий секс-разгул и обнаженка, по всей вероятности, это имеет столько же значения, сколько и исторический антураж.
Правда, ожидаемую томность и волнительность таких эпизодов Хомерики оставил другим режиссерам. В «Чистых» чуть ли не все пикантные сцены если и не отталкивающие, то уж точно оставляющие ощущение неудобства от того, что вы это видели. Возможно, режиссер хотел даже секс наполнить атмосферой загнивания, что у него, кстати, неплохо получилось. В любом случае, если кто-то называет «Чистых» самым скандальным российским сериалом последних лет, то такая мысль не лишена смысла.
Менее однозначно обстоят дела с финалом. Точки в сюжете публика так и не дождалась. Даже запятая вышла какой-то специфической. И подобный метод скорее раздражает, чем интригует.