Срочные новости раздела
Новосибирский театр оперы и балета открыл свои гастроли в Москве легендарным спектаклем XX века

Новосибирский театр оперы и балета открыл свои гастроли в Москве легендарным спектаклем XX века

У этого балета знаменитые родители: самый популярный в то время французский хореограф Ролан Пети, законодатель парижской Высокой моды кутюрье Ив Сен-Лоран, известный художник кино и театра Рене Алльо и трижды оскороносный композитор, а также лауреат премии «Гремми», работавший в то время с Лукино Висконти и Альфредом Хичкоком, Морис Жарр.

«Собор Парижской Богоматери» Ролан Пети поставил в Парижской опере в 1965 году. Удивительное дело, но до этого на сцене дворца Гарнье никогда не шла классическая «Эсмеральда» — суперпопулярный балетный шлягер французского хореографа Жюля Перро, который тот поставил в Лондоне на сцене «Театра Ее Величества» в 1844 году по одноименному роману Виктора Гюго и который посвящен одному из архитектурных достопримечательностей Парижа. Интересно, что до выхода романа никто этот собор архитектурной достопримечательностью не считал, и даже были планы по его сносу. Но бешеная популярность романа не дала им осуществиться. Факт остается фактом — «Собор» Пети стал первым обращением на французской балетной сцене к литературной французской классике.

А поскольку 60-е годы, когда ставился этот спектакль, — это время хиппи и сексуальной революции на Западе, то бунтарский по духу и революционный по эстетике «Собор» вполне вписывался в общий мейнстрим тех лет. Популярность балета Пети была фантастической. Он не только пробил брешь, через которую на подмостки парижской оперы хлынула современная хореография, но и потряс советского зрителя, когда в 1970 году его привозили в Москву на гастроли. У нас же «Собор» впервые появился в 1978 году на сцене Мариинского, а в 2003-м его премьера состоялась в Большом. «Собор» в репертуаре НОВАТа с 2021 года, и в России он больше нигде не идет.

В романе Гюго было все, в чем нуждался для толчка к сочинению балета хореограф, — монах, уродливый звонарь собора горбун Квазимодо, блистательный красавец и извращенный аристократ, капитан королевских стрелков Феб, лапающий в таверне грудастых проституток, в которого без памяти влюбилась умопомрачительная красотка Эсмеральда. Четыре персонажа — одна женщина и трое влюбленных в нее мужчин — держат весь балет. Вокруг них Пети и строит свой сделанный в духе модного тогда минимализма спектакль. Сюжет тут обнажен и спрессован до сути, а символизм просвечивает во всем.

У сценографа Рене Алльо на заднике, словно на старинном пергаменте, контуры средневекового Парижа, и сам собор Парижской Богоматери похож на «скелет» двухбашенного готического фасада, его огромные колокола, виселица на Гревской площади. Ив Сен-Лоран создал суперсовременные костюмы, нащупав грань между историческим правдоподобием и модной современностью.

Спектакль ошарашивает с первых же минут. Чинно двигающиеся навстречу друг другу аристократы в гигантских средневековых остроносых колпаках и шляпах, в платьях со шлейфами, а через секунду современный бешеный ритм и отплясывающая под него, как на дискотеке, разноцветная толпа в мини-трапециях. Гротесково увеличенные головные уборы и рукава-крылья в костюмах не только аристократов, но и судей. Первым появляется Квазимодо (серая, похожая на холщовую, рубаха со шнуровкой, трико). Архидиакон собора Клод Фролло одет в черное трико и короткую тунику, по черному бархату которой проложен черный крест. Черный крест и на его мертвецки белом, как у вампира, лице. Красавец Феб, гарцующий, точно на коне, впереди гвардейцев, поверх белого трико облачен в откровенно-сексуальные кожаные трусы а-ля садо-мазо с неправдоподобно выпирающим достоинством. Костюм Эсмеральды тоже полон символики: она появляется в первом отделении в белой, а во втором — в фиолетовой трапеции-мини.

Передовая по тем временам музыка Мориса Жарра производит впечатление и сегодня: играет симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова, в партитуре используется 40 ударных инструментов, а музыка гремит, как электронная. Видимо, не случайно сын композитора знаменитый Жан-Мишель Жарр в недалеком будущем станет пионером электронной музыки. В экстатическое состояние публику вводит звучание оркестра, особенно в сценах — «Молитва», с ее ревущим органом, а также «Двор чудес» и «Чрево Парижа», когда из огромных проемов в сцене вылезают одетые в пламенно-красные одежды с натянутыми на голову капюшонами, слипшиеся в однородную массу отверженные, нищие и калеки Парижа. Поражают воображение и звуки «Штурма собора», где людская толпа похожа на перегоревшую и обращенную в пепел черно-серую массу.

«Народ», или «толпа», — еще один важный персонаж балета. Толпа эта безмолвна, внушаема и легко поддается на манипуляции архидиакона Фролло. Она с любопытством, не забыв прихватить с собой детей для «веселого» времяпрепровождения, наблюдает за экзекуциями и казнями. И в исполнении кордебалета Новосибирского театра «толпа», или «народ», действительно стали «телом балета» (собственно кордебалет так и переводится). Ив Сен-Лоран одел ее в актуальные в 60-е годы контрастно разноцветные, как витражи в готических соборах, супер-мини для девушек и трико и прямоугольные камзолы-рубахи для балетных юношей. Все это навеяно художником Мондрианом и его упрощенным до прямых линий неопластицизмом.

Знаменита своей аскетичностью, символичностью и ломаными линиями тела и хореография «Собора» — угловатая и виртуозная. Она стала классикой. Пожалуй, главную роль этого балета — звонаря Квазимоды — тогда 41-летний Ролан Пети создавал для себя, впервые убрав бутафорский горб героя и передав его уродство исключительно пластическими средствами: изогнутая в локте, болтающаяся правая рука и прижатое к подбородку плечо, скособоченная завернутая поза, скрюченная левая рука, хватающаяся за поясницу. Эта партия впервые в истории была решена языком хореографии — прежде несчастный уродец во всех балетах только мимировал.

Эту культовую партию стремятся исполнить все балетные артисты: от Рудольфа Нуреева до преобразившегося на время в урода, красавца Роберто Болле, самого популярного танцовщика планеты. Легла она и на Николая Цискридзе, когда балет шел в Большом, хотя самым потрясающим Квазимодо был тогда все-таки Дмитрий Белоголовцев.

На гастролях НОВАТа мы увидели в ней Ивана Васильева, последнего питомца Ролана Пети. Но тридцатиминутная овация, свист и крики «браво!» на поклонах в первый день относились не только к этому сверххаризматичному исполнителю. Мощно выступил в первый день весь «па-де-катр» исполнителей: а кроме Ивана Васильева это были и притягательная и хрупкая Эсмеральда — Ольга Гришенкова, и впечатляюще фактурный, красивый и любующийся собой Феб — Артем Пугачев, и не уступающий Ивану Васильеву в мощных и высоких прыжках Клод Фролло — Кохей Фукуда, прибывший из Японии в Новосибирск шесть лет назад.

Еще более впечатляющим оказался на гастролях второй состав: Эсмеральда Анжелины Воронцовой, как и должно быть в трактовке Пети, не робкая овечка, а секс-бомба, знающая свою силу и привлекательность. Как удав на кролика, воздействовал на толпу Клод Фролло Никиты Ксенофонтова, словно гипнотизер, усмиряющий или возбуждающей ее своими пассами руками. Психологически точный по игре, своим танцем и мощными прыжками он тоже раскрывал противоречивое душевное состояние своего героя.

Выдающуюся без преувеличения работу показал во второй вечер и Роман Полковников. Настоящий сибирский богатырь, мощный Спартак (в этой партии я его не видел, но слышал много восторженных отзывов) каким-то чудом преображался в истязаемого и дрыгающего, как букашка, ногами, несчастного уродца, готового при этом, как зверь, защитить свою возлюбленную от жаждущей крови толпы. Уникальный артист!

В этом балете Ролан Пети по-своему трансформировал мотивы сказки «Красавица и чудовище». Казалось бы, это балет о любви. Сентиментальная история о безумной любви, ради которой человек идет на смерть: любви безобразного урода, похожего на чудовище, с трепетно-ангельской, чистой и прекрасной душой, к неземной красавице. В финале своего либретто Пети непосредственно пересказывает жуткий финал истории Гюго: «Несколько лет спустя, рассказывает Гюго, когда рабочие пришли произвести некие работы в склепе, куда сбрасывались тела казненных на Монфоконе, они нашли два скелета, из которых один, казалось, сжимал другого в объятиях. Один скелет был женский, судя по сохранившимся остаткам одежды, другой же — скелет уродливого мужчины. Когда их захотели разделить, оба рассыпались в прах».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...