Срочные новости раздела
«Мы преодолели 90% трудностей»: о прошлом и будущем Мариупольского драмтеатра

«Мы преодолели 90% трудностей»: о прошлом и будущем Мариупольского драмтеатра

— Игорь Петрович, коробку театра обещают достроить до конца текущего года, в 2025 году — заняться отделкой и сдать наконец-то столь нужный городу объект. Вы часто бываете на месте — расскажите, на каком этапе находится восстановление?

— Уже достраивается третий этаж — есть сцена, готовятся амфитеатр и подсобные помещения, выводится фронтальная часть. Кроме того, проработаны и подписаны интерьерные решения.

— То есть вы точно знаете, как будет выглядеть будущий театр, вплоть до мелочей?

— Да, он будет находиться на том же месте, будет таким же, но с учетом новых технологий и тенденций.

— Сколько было мест в театре Мариуполя и сколько станет теперь? Вместимость увеличили?

— Здесь ситуация обратная: в прежнем театре было 680 мест, а будет чуть более пятисот. Это связано с новыми стандартами — по современным стандартам пространство между креслами должно быть увеличено.

— Коллективу театра четко гарантировали, что он вернется в родные, пусть и воссозданные стены? Не сделают ли в новом здании некий универсальный центр культуры и искусств?

— Это однозначно для нас строится. У Мариупольской филармонии, где мы сейчас временно располагаемся, есть собственное здание, через дорогу приводится в порядок Школа искусств. У всех свои точки — те, что были, кстати, и прежде.

— И Херсонский, и Мариупольский театры после утраты изначальных помещений вынуждены искать приют в других учреждениях и столкнулись с острым кадровым кризисом.

— В целом мы преодолели 90% трудностей, которые стояли перед нами. В первую очередь это размещение цехов театра, оборудования гримерных комнат, художественного цеха. Сегодня в плане обеспечения мы имеем показатель в 95%. Театр ведет активную деятельность — с 2022-го по 2024 год у нас в репертуаре значилось пятнадцать спектаклей, это не считая тематических концертных программ — к 23 Февраля и 8 Марта, ко Дню России.

Могу вас заверить, все задачи, которые мы сами ставим перед собой и которые ставит перед нами Министерство культуры ДНР, мы решаем.

— Но все же по поводу кадровых потерь... Я понимаю, что при звуке разрыва снаряда схватить чемодан и бежать — это естественная реакция человека. Но сегодня линию фронта от Мариуполя отодвинули достаточно далеко, прилеты если и случаются, то нечасто. Удалось ли преодолеть кадровый голод?

— У нас артистического персонала 30 человек, до полной труппы нам не хватает примерно десятка. Но на перспективу эта проблема полностью решена: создана программа совместно Российским государственным институтом сценических искусств (РГИСИ) и Министерством культуры РФ — от нас поехали учиться двенадцать молодых актеров и четыре режиссера. Год они отучились, осталось три года, скоро мы получим пополнение. Художественно-постановочная часть с этого момента будет полностью укомплектована.

— Речь о местных ребятах?

— Да, это молодежь из Донецка, Харцызска, Мариуполя и окрестностей — Володарское, Урзуф.

— Вы назначенный из Донецка директор, а где прежнее руководство? Есть ли те, кто сбежал на Украину, как было в Херсоне?

— Прежний директор заведует в нашем театре музыкально-драматической частью. А вот у худрука действительно были несколько иные взгляды, насколько мне известно от людей, которые были на него подписаны в начале СВО в соцсетях... Якобы он покинул Донбасс и перебрался на Украину. Но об этом никто не сожалеет, не только из-за идейных разногласий — он как профессионал не очень был, если честно. Остальные остались.

— Это радует.

— Если конкретно, заместитель гендиректора — мой зам по административно-хозяйственной части. Главный режиссер тоже местный — Сергей Мусиенко, ведущий мастер сцены, отдавший театру более двадцати лет жизни. Вся его семья связана с театром: жена — помощник главрежа, дочь — актриса. Все эти люди ждали прихода России.

И я вам скажу, что Мусиенко больше всех заслуживает занимать свое место в нашем учреждении культуры. Он был первым, с кем мы встретились в 2022 году — Сергей Николаевич по крупицам собирал коллектив, используя личные связи, разыскивая людей в социальных сетях и мессенджерах.

— Какой пост вы занимали в Донецком цирке?

— Заместителя генерального директора.

— Донецким театрам до декабря 2023 года запрещались спектакли с участием зрителей — приходилось работать исключительно за пределами ДНР. В Мариуполе, как я понимаю, все было по-другому?

— Мы «на базе» постоянно делали спектакли с момента открытия. И, конечно, гастролировали. Режиссер организовал труппу так, что при выезде на месте остается часть актеров, которые ведут текущий репертуар. Только за этот сезон мы побывали в пятнадцати городах, участвуя в том числе в трех фестивалях: в Саранске, Петропавловске-Камчатском и Новошахтинске.

Помимо этого мы начали ощущать помощь центра — Президентский фонд культурных инициатив поддержал постановку «Стойкий оловянный солдатик». И это вселяет надежду.

— А едут ли к вам коллеги из столицы республики?

— Конечно. Совсем недавно в Мариуполь приехал Донецкий музыкально-драматический театр им. Бровуна — они дали аншлаговый спектакль. Также приезжал РАМТ из Макеевки.

— Когда вам предложили должность в Мариуполе, еще шла операция по вытеснению украинской армии из города? Или идея возникла, когда город перешел под наш контроль?

— Что я поеду в Мариуполь, я узнал в мае 2022 года. Тогда состоялся мой разговор с министром культуры ДНР Михаилом Васильевичем Желтяковым.

Он понимал, что театр придется поднимать с нуля, решая хозяйственные вопросы, кадровые и вопросы снабжения...

Поэтому пост предложили мне — юристу и управленцу с 20-летним стажем. Я согласился.

— Не было ли страшно ехать в места, где только-только отгремели тяжелые бои?

— Если бы до этого я жил в Москве, или Санкт-Петербурге, или хотя бы в Ростове-на-Дону, я бы испытывал, может быть, чувство страха.

Но я из района Донецка, граничащего с Песками и донецким аэропортом.

Поэтому страх точно отсутствовал, был огромный интерес к работе.

— Какое впечатление производил Мариуполь в 2022 году? И какой он сейчас?

— Тогда — шокирующее, потому что две трети города было уничтожено. Первый раз мы заехали в мае 2022-го с ознакомительной целью — хотели посмотреть место, где история театра будет написана заново. Мариуполь был еще закрыт: нас сопровождали силовики, стояли полностью сожженные многоэтажки, в асфальте дорог торчали хвостовики украинских ракет. Зрелище было ужасным. Первым делом посетили территорию театра — она была открыта, а не огорожена сеткой, как сейчас. Военные специалисты объяснили нам характер взрыва — что он был направлен снизу вверх (театр был взорван перед отступлением террористическим батальоном «Азов»*, а не подвергся авиаудару с воздуха, как утверждали в Киеве. — И.В.).

— Эти картины, застрявшие в памяти, отступают перед обликом нового Мариуполя, рождающегося на наших глазах?

— Да, много домов восстановлено или построено заново. Отремонтированы или проложены автотрассы, открыты кинотеатры, кафе и другие объекты инфраструктуры. Если сравнивать с тем, что увидел в первый день приезда, это просто небо и земля.

— Я слышал об отличных дорогах в южной части ДНР, поэтому хочу спросить: за сколько из Мариуполя можно доехать до Донецка на машине?

— Если соблюдать правила дорожного движения, то полтора часа. (Смеется.) А если ехать так, как привыкли ездить (мы летаем, чтобы не стать ни для кого мишенью), то можно и в 50 минут уложиться.

*Организация, признанная террористической и запрещенная в России.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...