Срочные новости раздела
«Мы преодолели 90% трудностей»: о прошлом и будущем Мариупольского драмтеатра

«Мы преодолели 90% трудностей»: о прошлом и будущем Мариупольского драмтеатра

— Игорь Петрович, коробку театра обещают достроить до конца текущего года, в 2025 году — заняться отделкой и сдать наконец-то столь нужный городу объект. Вы часто бываете на месте — расскажите, на каком этапе находится восстановление?

— Уже достраивается третий этаж — есть сцена, готовятся амфитеатр и подсобные помещения, выводится фронтальная часть. Кроме того, проработаны и подписаны интерьерные решения.

— То есть вы точно знаете, как будет выглядеть будущий театр, вплоть до мелочей?

— Да, он будет находиться на том же месте, будет таким же, но с учетом новых технологий и тенденций.

— Сколько было мест в театре Мариуполя и сколько станет теперь? Вместимость увеличили?

— Здесь ситуация обратная: в прежнем театре было 680 мест, а будет чуть более пятисот. Это связано с новыми стандартами — по современным стандартам пространство между креслами должно быть увеличено.

— Коллективу театра четко гарантировали, что он вернется в родные, пусть и воссозданные стены? Не сделают ли в новом здании некий универсальный центр культуры и искусств?

— Это однозначно для нас строится. У Мариупольской филармонии, где мы сейчас временно располагаемся, есть собственное здание, через дорогу приводится в порядок Школа искусств. У всех свои точки — те, что были, кстати, и прежде.

— И Херсонский, и Мариупольский театры после утраты изначальных помещений вынуждены искать приют в других учреждениях и столкнулись с острым кадровым кризисом.

— В целом мы преодолели 90% трудностей, которые стояли перед нами. В первую очередь это размещение цехов театра, оборудования гримерных комнат, художественного цеха. Сегодня в плане обеспечения мы имеем показатель в 95%. Театр ведет активную деятельность — с 2022-го по 2024 год у нас в репертуаре значилось пятнадцать спектаклей, это не считая тематических концертных программ — к 23 Февраля и 8 Марта, ко Дню России.

Могу вас заверить, все задачи, которые мы сами ставим перед собой и которые ставит перед нами Министерство культуры ДНР, мы решаем.

— Но все же по поводу кадровых потерь... Я понимаю, что при звуке разрыва снаряда схватить чемодан и бежать — это естественная реакция человека. Но сегодня линию фронта от Мариуполя отодвинули достаточно далеко, прилеты если и случаются, то нечасто. Удалось ли преодолеть кадровый голод?

— У нас артистического персонала 30 человек, до полной труппы нам не хватает примерно десятка. Но на перспективу эта проблема полностью решена: создана программа совместно Российским государственным институтом сценических искусств (РГИСИ) и Министерством культуры РФ — от нас поехали учиться двенадцать молодых актеров и четыре режиссера. Год они отучились, осталось три года, скоро мы получим пополнение. Художественно-постановочная часть с этого момента будет полностью укомплектована.

— Речь о местных ребятах?

— Да, это молодежь из Донецка, Харцызска, Мариуполя и окрестностей — Володарское, Урзуф.

— Вы назначенный из Донецка директор, а где прежнее руководство? Есть ли те, кто сбежал на Украину, как было в Херсоне?

— Прежний директор заведует в нашем театре музыкально-драматической частью. А вот у худрука действительно были несколько иные взгляды, насколько мне известно от людей, которые были на него подписаны в начале СВО в соцсетях... Якобы он покинул Донбасс и перебрался на Украину. Но об этом никто не сожалеет, не только из-за идейных разногласий — он как профессионал не очень был, если честно. Остальные остались.

— Это радует.

— Если конкретно, заместитель гендиректора — мой зам по административно-хозяйственной части. Главный режиссер тоже местный — Сергей Мусиенко, ведущий мастер сцены, отдавший театру более двадцати лет жизни. Вся его семья связана с театром: жена — помощник главрежа, дочь — актриса. Все эти люди ждали прихода России.

И я вам скажу, что Мусиенко больше всех заслуживает занимать свое место в нашем учреждении культуры. Он был первым, с кем мы встретились в 2022 году — Сергей Николаевич по крупицам собирал коллектив, используя личные связи, разыскивая людей в социальных сетях и мессенджерах.

— Какой пост вы занимали в Донецком цирке?

— Заместителя генерального директора.

— Донецким театрам до декабря 2023 года запрещались спектакли с участием зрителей — приходилось работать исключительно за пределами ДНР. В Мариуполе, как я понимаю, все было по-другому?

— Мы «на базе» постоянно делали спектакли с момента открытия. И, конечно, гастролировали. Режиссер организовал труппу так, что при выезде на месте остается часть актеров, которые ведут текущий репертуар. Только за этот сезон мы побывали в пятнадцати городах, участвуя в том числе в трех фестивалях: в Саранске, Петропавловске-Камчатском и Новошахтинске.

Помимо этого мы начали ощущать помощь центра — Президентский фонд культурных инициатив поддержал постановку «Стойкий оловянный солдатик». И это вселяет надежду.

— А едут ли к вам коллеги из столицы республики?

— Конечно. Совсем недавно в Мариуполь приехал Донецкий музыкально-драматический театр им. Бровуна — они дали аншлаговый спектакль. Также приезжал РАМТ из Макеевки.

— Когда вам предложили должность в Мариуполе, еще шла операция по вытеснению украинской армии из города? Или идея возникла, когда город перешел под наш контроль?

— Что я поеду в Мариуполь, я узнал в мае 2022 года. Тогда состоялся мой разговор с министром культуры ДНР Михаилом Васильевичем Желтяковым.

Он понимал, что театр придется поднимать с нуля, решая хозяйственные вопросы, кадровые и вопросы снабжения...

Поэтому пост предложили мне — юристу и управленцу с 20-летним стажем. Я согласился.

— Не было ли страшно ехать в места, где только-только отгремели тяжелые бои?

— Если бы до этого я жил в Москве, или Санкт-Петербурге, или хотя бы в Ростове-на-Дону, я бы испытывал, может быть, чувство страха.

Но я из района Донецка, граничащего с Песками и донецким аэропортом.

Поэтому страх точно отсутствовал, был огромный интерес к работе.

— Какое впечатление производил Мариуполь в 2022 году? И какой он сейчас?

— Тогда — шокирующее, потому что две трети города было уничтожено. Первый раз мы заехали в мае 2022-го с ознакомительной целью — хотели посмотреть место, где история театра будет написана заново. Мариуполь был еще закрыт: нас сопровождали силовики, стояли полностью сожженные многоэтажки, в асфальте дорог торчали хвостовики украинских ракет. Зрелище было ужасным. Первым делом посетили территорию театра — она была открыта, а не огорожена сеткой, как сейчас. Военные специалисты объяснили нам характер взрыва — что он был направлен снизу вверх (театр был взорван перед отступлением террористическим батальоном «Азов»*, а не подвергся авиаудару с воздуха, как утверждали в Киеве. — И.В.).

— Эти картины, застрявшие в памяти, отступают перед обликом нового Мариуполя, рождающегося на наших глазах?

— Да, много домов восстановлено или построено заново. Отремонтированы или проложены автотрассы, открыты кинотеатры, кафе и другие объекты инфраструктуры. Если сравнивать с тем, что увидел в первый день приезда, это просто небо и земля.

— Я слышал об отличных дорогах в южной части ДНР, поэтому хочу спросить: за сколько из Мариуполя можно доехать до Донецка на машине?

— Если соблюдать правила дорожного движения, то полтора часа. (Смеется.) А если ехать так, как привыкли ездить (мы летаем, чтобы не стать ни для кого мишенью), то можно и в 50 минут уложиться.

*Организация, признанная террористической и запрещенная в России.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...