«Это какой-то день сурка. Только Вася (Вакуленко, он же Баста. — Прим. ЗД) мог быть уверенным в том, что я смогу дать три концерта подряд», — сказал Гуф на втором шоу в Зеленом театре и добавил, что почему-то очень волнуется. Обилие слов, которые должны были произнести фронтмены вечера, могло и правда вызвать волнение. У каждого — по сольному сету плюс те самые сочинения в совместном исполнении.
В 2010 году альбом «Баста/Гуф» стал идеальным поводом для интернет-сражений всех, кто фанател и возмущался по поводу релиза. Страсти кипели, хотя как восторги, так и упреки сводились к весьма ограниченному набору ожидаемых клише. «На альбоме они true, то есть настоящие» или «Все это ради бабла?», «В этих битах и строчках ничего лишнего» или «Кого сейчас удивишь тем, как делали рэп в девяностых!».
Все это правда, как и то, что на альбоме нет оглушительных хитов, но есть эмоции, которые держат внимание покрепче бэнгеров. И еще по давней хип-хоп-традиции любой совместный проект все-таки похож на баттл. В данном случае состоялся, конечно, товарищеский матч, однако даже в такой братской читке чувствуется, что участники затеи далеко не одного поля ягоды.
Гуф к моменту релиза совместного с Бастой альбома еще находился в шлейфе скандала по поводу распада группы Centr. Вместе с Птахой и Слимом, своими соратниками по весьма успешному рэп-предприятию, Гуф сорвал банк и по части фанатских восторгов, и в плане концертной экономики. Подобный взлет может превратиться в шторм, через который не всем дано пробраться, и Centr в конечном итоге утонул. Впрочем, у Гуфа на момент распада группы уже были козыри в рукаве, например, сольный альбом «Город Дорог», превратившийся в некое подобие культа даже при отсутствии медийного охвата. К альбому с Бастой он подошел, видимо, в понимании, каким должен быть результат.
Баста в 2010 году являлся уже признанным хитмейкером и артистом, который явно знал прикуп. И если Гуф в основном выпускал треки, которых как огня боялись на радио и телевидении, то г-н Вакуленко решил, как бы сказали экономисты, диверсифицировать портфель. Под одним именем (Баста) он занимается мелодиями и романтикой, укладывая в хип-хоп-треки сентиментальные припевы и не боясь при этом сравнений с «Чайфом» или Михаилом Шуфутинским. Под другим (Noggano) хулиганит и матерится. Под третьим (Gorilla Zippo) развлекается с электроникой и всякими модностями. Сюда же можно добавить чутье на коллабы.
Впрочем, гарантий, что альянс двух монстров рифмованной мысли получится идеальным во всех отношениях, конечно же, не было. Два эго, два желания не попасть в тень товарища и просто характерное для артиста стремление быть главным могли все разрушить. Однако Басте и Гуфу удалось договориться. Получился словно кухонный треп о том о сем двух слегка утомленных жизнью мужчин, переживающих кризис тридцатилетия.
Они явно не хотели мудрить с музыкой или модничать и в итоге сделали все относительно просто на ретро-манер с сэмплами в охвате от Bee Gees до Анны Герман. Баста явно нажал на тормоз в поисках идеальных припевов, но даже без них альбом без особого труда уделал в чартах приторные сантименты от Стаса Михайлова. В общем, это был успех, и несколько совместных выступлений прошли при внушительных толпах. После релиза «Баста/Гуф» каждый из подельников двинулся дальше в соответствии со своими представлениями о хип-хопе.
Гуф не спеша читал о жизни, которая его носит между загородным домом, крутой тачкой и рехабами, не жадничая на соус из своих личных и семейных проблем. Если мистер Долматов все же грезит коммерческими показателями, но не показывает этого, то он еще и неплохой актер. Расслабон в его исполнении вызывает некое подобие белой зависти. «Потом здесь будут музыканты с инструментами и сам Василий Михайлович, а у меня-то самодеятельность», — замечает Гуф в начале своего сета.
С виду так и есть. Диджей, МС как помощник, пара гостевых выходов коллег, шуточки далеко за гранью фола, ни намека на суету или постановку. Но народ моментально включается. «Айс, айс, бэби, я буду тебя любить, даже когда буду на небе…» — подпевают сытого вида дядьки и их отрихтованные шприцами и скальпелями хирургов подруги, явно вспоминая деньки, когда были лет на пятнадцать моложе и, возможно, настолько же килограммов легче. Эти треки появились словно при другой жизни (хотя почему «словно»?), но они по-прежнему здесь и, если честно, совсем неплохо звучат.
Баста в 2010 году продолжил карьеру музпромышленника, начал записывать хиты стадионного размаха, навел мосты в поп-музыку, уселся и в кресло жюри шоу «Голос», и в кресло «Роллс-Ройса», в общем, стал настоящим истеблишментом, хоть и со способностью к перченым шуткам. Когда Гуф читает, что может стать «спонсором твоих проблем», то в подобного рода способностях не приходится сомневаться. Баста не подбрасывает проблем. Он выбирает выражения и предлагает идеальные песни для видео, на котором толпа поет хором. Почти весь его сет имеет шанс стать хоровым, и вот уже несколько лет артист колесит по стране с шоу, в котором он и рэпер, и рокер, и шансонье.
Между «самодеятельностью» Гуфа и богатым по звуку отделением Басты было, собственно, то, ради чего и ходят на их совместные концерты. На пару и в сопровождении гитар, барабанов, клавишных и диджея, а также при наличии двух пюпитров с текстами (в дуэтах расслабона не получается, все должно быть довольно четко) они исполнили большую часть треков с альбома «Баста/Гуф».
По сути, все, что прозвучало между «Другой Волной» и «Личным Делом» (они и на альбоме соответственно первый и финальный треки), было как «лучшее, любимое и только для вас», шлягерами молодости миллионов, приветами из начала десятых, когда общая беззаботность и курс евро позволяли держать в покое морщины на лбу. Когда музыканты становились звездами не по разрешению надзорных органов и общественников, а по факту наличия песен, которые просто нужны публике. Излишне впечатлительные могли бы расплакаться, но шуточки героев вечера быстро разряжали обстановку. Будем надеяться, что и они шутили не сквозь слезы.