Срочные новости раздела
Бесплотные духи заселили Большой театр

Бесплотные духи заселили Большой театр

У шекспировской «Бури» довольно счастливая театральная, кинематографическая и музыкальная судьба. К ней обращались многие великие композиторы (Пёрселл, Берлиоз, Чайковский, Сибелиус), режиссеры как в театре (Анатолий Эфрос, Деклан Доннеллан, Роберт Лепаж и др.), так и в кино. А фильм Питера Гринуэя «Книги Просперо» — одно из самых значительных достижений кинематографического искусства. Не осталась без внимания последняя пьеса Шекспира и у хореографов. Еще в XIX веке балеты по ее мотивам ставили классики жанра — Жан Коралли (один из авторов балета "Жизель") и Филиппо Тальони, сочинивший балет «Миранда, или Кораблекрушение» на свою знаменитую дочь Марию в Санкт-Петербурге в 1838 году. Еще больше внимания к этой пьесе было у балетмейстеров в XX веке, и особенно в XXI: Глен Тетли, Карин Сапорта, Кристал Пайт, Кшиштов Пастер и другие, не говоря уже о Морисе Бежаре и Рудольфе Нурееве. Причем последний ставил «Бурю» на музыку своего любимого композитора Чайковского и в английском Королевском балете, и в Парижской опере.

Для одного из самых популярных российских хореографов, лауреата «Золотой маски» Вячеслава Самодурова эта пьеса — мечта, которую он начал реализовывать сразу, как ушел с поста балетного худрука екатеринбургского театра «Урал Опера Балет» в конце прошлого сезона, где проработал 12 лет. В шекспировской теме он тоже не новичок: «Ромео и Джульетту» ставил и в Королевском балете Фландрии, и в Екатеринбурге, получив за нее очередную «Золотую маску».

Это уже третий балет, который Самодуров ставит в Большом. С сюжетными балетами у этого хореографа непростые отношения. Некоторые проблемы с воплощением сюжета хореографическими средствами были и на этот раз, особенно в 1-м акте, но они потонули в захлестнувшем публику танцевальном круговороте и «буре» эмоций, который вызвал у зрителей 2-й акт.

Начинается спектакль с конца — последних строк Шекспира: начало монолога Просперо, в котором тот отрекается от волшебства. Песню матросов на эти слова поют одетые в форму моряков артисты хора Большого театра. Эта песня закольцовывает спектакль и звучит не только в его прологе, но и в финале. 

А дальше на сцене начинается настоящее «светопреставление», ибо сама буря решена в спектакле художником по свету Сергеем Васильевым и художником-постановщиком Алексеем Кондратьевым средствами световой инсталляции: из трюмов-окошек, стены, опущенной у задника, прожектора, светом ослепляющим зрительный зал, — ощущения настоящего хаоса. Матросов (уже артистов балета) кидает из стороны в сторону, один из них безуспешно пытается справиться со штурвалом, а потом безнадежно падает на колени.

В страхе на коленях стоит и молится кучка аристократов, одетая в темные костюмы с кружевными воротниками (горгера), модными в шекспировские времена. Эти ВИП-пассажиры и есть шекспировские герои: Антонио — брат Просперо, захвативший власть в Милане и отстранивший от престола Просперо; король неаполитанский Алонзо, помогавший ему в этом; брат короля Себастьян; королевский советник Гонзало и другие, оказавшиеся на корабле в этот неурочный час. А в центре, закутавшись в сиреневый плащ, стоит Просперо, являющийся не только герцогом Миланским, но и настоящим магом, который с помощью волшебных книг и вызвал эту бурю, чтобы отомстить своим обидчикам.

Надо сказать, что Самодуров, обращаясь во второй раз к Шекспиру, сам написал либретто спектакля, в котором постарался сохранить как можно больше сюжетных линий пьесы. Так что на сцене присутствуют 14 персонажей, однако танцуют тут далеко не все. Партии названных выше героев решены как раз средствами пантомимы. Хотя тут постановщик, правда, только пунктиром и в довольно комичном ключе, намечает важные для шекспировской пьесы линии.

Танец отдан, конечно, Ариэлю — духу воздуха, находящемуся на службе у Просперо, и влюбленным: сыну неаполитанского короля Фердинанду и дочери Просперо Миранде. Для последних в спектакле поставлено три дуэта, и во втором акте они просто купаются в танце. Не обделен хореографическим текстом и Калибан, обитатель того острова, на котором и оказались из-за бури герои…

Калибан, ставший для большинства людей во всем мире именем нарицательным и символизирующий грубое, злобное, напоминающее чудовище существо, у Самодурова в исполнении Игоря Горелкина (первый состав) и Никиты Капустина (второй) симпатичный, а в костюме от Чапурина (художника по костюмам) даже привлекательный и сексуальный персонаж.

— Что такое Калибан — чудовище? Во что превращается Просперо, когда все его инстинкты подавлены культурой, образованием, цивилизацией? У меня в спектакле как бы два полюса: инь и ян. Какой положительный, какой отрицательный? И там и там есть свои риски. Поэтому пьеса, как и все пьесы Шекспира, очень сложная, но именно эта неопределенность мне нравится, — объясняет Самодуров.

Несмотря на то, что танца у самодуровского Просперо не так много, именно он является не только самым главным героем балета, но и его демиургом, по своей воле создающим на острове мир, подчиняющийся его законам. Невзирая на мнение многих исследователей — что ему Шекспир придал многие собственные черты, в балете его фигура тоже амбивалентная, не только наделенная способностью прощать своих врагов, как это и происходит в финале балета, но еще властная и деспотичная.

Неслучайно в одном из образов он появляется в спектакле, словно поверженный демон, с черным крылом за спиной и татуировках на теле, задуманных художником как тату-письмена с проявляющимся на английском изречением из «Бури»: «Милосердие сильнее мести». Этим письменам отдано в спектакле значение волшебных книг Просперо. И когда с груди и рук Просперо — Дениса Савина — слуги в черных рясах в конце спектакля смывают татуировки (символический акт отказа от волшебства), образ, созданный замечательным танцовщиком на сцене в этот момент, вполне соответствует этой знаменитой фразе классика. А апогеем его могущества и власти выбран эпизод свадьбы Фердинанда и Миранды, где Просперо предстает перед зрителем в поистине царском облачении — роскошной золотой мантии.

Самые впечатляющие эпизоды спектакля — массовые сцены. Здесь Самодуров в своей стихии и создает тот впечатляющий портрет труппы Большого театра, который он с таким же успехом ранее запечатлел в предыдущей работе — в балете «Танцемания». Сходство почерка балетмейстера тут явно бросается в глаза. Как отчетливо ощущается в танцах и в музыке Юрия Красавина, написанной к этому спектаклю по заказу Большого, влияние и другого шекспировского балета, бывшего в репертуаре театра совсем недавно, — «Зимней сказки» Кристофера Уилдона.

Кстати, массовых сцен (кроме сцен с матросами) почти нет в первом отделении балета, где Самодуров протягивает сюжетные линии и отдает место в основном монологам и диалогам главных героев и создает, соответственно, соло, дуэты или трио. И делает он это для создания контраста со вторым актом намеренно. Хотя без чередования таких сцен с массовыми танцами первый акт очень проигрывает. Зато уже второй акт ослепляет: возникает ощущение, что ты купаешься в красоте кордебалетных сцен, созданных не только в неисчислимом множестве, но и с большим вкусом, и исполненных труппой с невероятным драйвом и динамикой.

Объясняется такой прием хореографа просто. Балет Самодурова можно назвать балетом в жанре фэнтези, поскольку одними из главных персонажей тут являются духи острова. И второе действие — это их мир. Здесь будто рай с прекрасными существами, сверкающими красивыми ногами в сложных комбинациях па, прыжков, заносок, других элементов виртуозной и быстрой техники. Эффект увеличивают почти невесомые и легкие, как будто прозрачные, костюмы, создающие одновременно два противоположных ощущения: и полной бестелесности, как у Фра Беато Анжелико, и момента торжества плоти, как у Микеланджело.

Выделяются среди духов в своих вариациях одетые в легкие красные платья Ирида, Церера, Юнона. Разумеется, пленяет своей легкостью танец Ариэля (органичный и прекрасный в исполнении Вячеслава Лопатина в первом составе, и у Марка Чино во втором) — таким и должен быть танец духа воздуха. А уж от красоты дуэтов Фердинанда и Миранды не оторвать глаз. Причем эти герои тоже предстают перед нами, судя по костюмам (телесного цвета плавки у Фердинанда и купальник у Миранды), в виде духов, что подчеркивает еще одну идею хореографа — действие происходит в сновидениях Просперо.

Эти две главные в балете партии создавались Вячеславом Самодуровым на двух танцовщиков Большого театра — Алексея Путинцева и Маргариту Шрайнер, которые выступали в первом составе. Их исполнение можно считать эталонным, именно таким, как задумывал хореограф. Вышедшие во втором составе Дмитрий Смилевски и Ксения Жиганшена в своих танцах и образах тоже естественны и близки к идеалу, однако чувствуется, что балет создавался не на этих прекрасных танцовщиков, и их триумфы в этих партиях пока впереди.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...