Срочные новости раздела
В Москве открылась выставка к 275-летию «отца русской интеллигенции»

В Москве открылась выставка к 275-летию «отца русской интеллигенции»

Посыл понятен: Александр Сергеевич со своими симпатиями к декабристам и стремлением если не «отменить» самодержавие, то хотя бы уравновесить «законов мощных сочетанье» и «Вольность святую», не висит в пустоте и не стоит первым в ряду русских вольнодумцев. И что по запросу «Вольность» поисковикам неплохо было бы выдавать сначала оду, вышедшую из-под пера Радищева, а затем — оду Пушкина.

Чем же велик Радищев? В первую очередь, именно им был открыт для русского читателя уже популярный в европейской литературе жанр «путевых очерков». Из «Путешествия из Петербурга в Москву» выросли «Письма русского путешественника» Карамзина (о чем на выставке, естественно, упомянули) и фактически вся крупная проза русской литературы со свойственной ей описательностью и сострадательностью.

Радищев — прародитель того, что Томас Манн называл «святой русской литературой» и одновременно «отец» отечественной интеллигенции. Почему так?

Дело в том, что философ Николай Бердяев писал: когда Радищев в своём «Путешествии...» написал слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,— русская интеллигенция родилась (в этот момент).

За произведение гуманистическое и крайне сочувственное народу, скованному узами крепостного права, его автора ждали суровые наказания.

Восседавшая в то время (в 1790-м году, когда роман был написан) на троне Екатерина II назвала книгу «наполненной вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение...»

Александр Николаевич был приговорен к четвертованию, но потом казнь заменили ссылкой на десять лет в Сибирь. А самовольно отпечатанный в домашней типографии том уничтожили. Сегодня он, по оценке эксперта по аукционному делу Сергея Бурмистрова, мог бы, в случае появления на рынке, «потянуть» на сто и более миллионов рублей.

Так что корреспондент «МК», отправляясь на Пречистенку, задавался одним вопросом: окажется ли там это сверхредкое, как Константиновский рубль, издание.

К несчастью посетителей музея и к счастью для охраны, у которой мог бы появиться повод потребовать себе прибавку к зарплате за «опасный труд», прижизненной книги не оказалось — только более поздний репринт от типографии Суворина, отличающийся новым титульным листом с указанием даты издания: 1888 (далее идет полное повторение исходника).

Но и этот артефакт нечастый и ценится очень высоко. Александру Сергеевичу Суворину милостиво позволили выпустить только подарочный тираж «для своих», ни в коем случае не для широкого читателя. А официально из издательского «стоп-листа» мятежное «Путешествие...» убрали только после революционных волнений 1905-1907 годов.

Интересна ли выставка без «книжки за сто мильонов»? Несомненно. Хотя бы потому, что Экзюпери в «Маленьком принце» так ругал мышление взрослых: им не скажешь: «я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби»... Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!».

В арсенале литературных музеев нет других средств, кроме как пересказа биографии в литографиях и картинках — если речь о деятелях дофотографической эпохи.

Вот и о Радищеве мы, шаг за шагом обойдя читальный зал, временно ставший выставочным, узнаем, что в детстве классик учился в Пажеском корпусе, а еще ему — семилетнему — брат дяди, первый директор Московского университета Алексей Аргамаков устроил лекции от лучших преподавателей (в качестве иллюстрации к этому — картина неизвестного художника, на ней - старое здание университета в Москве).

Далее — все этапы государственной службы в Петербурге: Сенат, Коммерц-коллегия, таможня, визуализированные с помощью печатных гравюр роскошные места, к стенам которых человек в лаптях в принципе не мог подойти.

И постепенно происходит некое «нагнетание» мысли о том, что Радищев — представитель правящего сословия (у отца — собственное имение, но его — помещика справедливого — мужики пощадили во время крестьянской войны 1773-1775 годов) — делается не случайно. Потому что он — та пчела, которая решила бороться против меда, что, собственно, и разозлило императрицу, назвавшую Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Вот для примера гневная цитата: он «революцией надумал на Руси учинить республику».

И заметим — Радищев не в воздухе переобулся, примкнув к некоему активному мятежу типа заговора декабристов, а в одиночку пытался изменить старую империю, когда надежд на перемены особых не было.

Что же произошло с «Путешествием из Петербурга в Москву» в условиях тотального запрета? Оно распространялось в виде «самиздата» XIX века.

В залитой светом стеклянной витрине — рукописная книга: дорогой картонажный переплет с золотым тиснением, «мраморная» бумага с водяными знаками (!) и текст, выведенный чьей-то неизвестной старательной рукой. Надо ли пояснять, что за такой фолиант платили золотом, а крестьянам, за свободу которых боролся Радищев, попасть в руки он не мог?

К слову, годы ссылки организаторы выставки отразили совсем уж радужно — никакого тебе вида острога, а только цветная картинка озера Байкал и более «депрессивная» литография Иркутска, но все равно складывается впечатление, что для писателя это была «увеселительная поездка» в Сибирь.

Но он долго и напряженно ждал помилования — сначала частичного, от Павла I, сменившего Екатерину II, а затем — уже полного — от Александра I.

Литератора вернули в столицу и даже назначили в «Комиссию для составления законов», но он опять стал говорить о равенстве всех подданных, свободе печати — и тут же последовали намеки в духе: «мало тебе Сибири»?

В итоге классик умер при странных обстоятельствах — то ли намеренно отравился смесью кислот, то ли случайно — биографы говорят, что самоубийц в православной церкви не отпевали, так что версию с добровольным уходом из жизни нужно отбросить. Но как было на самом деле, одному Богу известно.

Вопрошание Довлатова о том, кто же написал миллион доносов, - это век двадцатый, но в случае с Радищевым доносительство — едва ли анонимное и размытое в тысячах имен деяние.

Но и здесь не все так просто.

На выставке — с опорой на мнение сына Радищева Павла Александровича, изложена версия, что бесспорный классик, великий поэт XVIII века Гавриил Романович Державин лично передал доставшийся ему экземпляр «Путешествия из Петербурга в Москву» императрице, отметив красным карандашом наиболее возмутительные места.

И к тому же прибавил эпиграмму:

Езда твоя в Москву со истиною сходна,

Некстати лишь смела, дерзка и сумасбродна.

Я слышу, на коней ямщик кричит: вирь! Вирь!

Знать, русский Мирабо, поехал ты – в Сибирь.

Но еще в 1965 году в журнале «Вопросы литературы» обвинения в адрес Державина, якобы «сдавшего» собрата по письму, было названо результатом ошибки. Ну да, кто-то «донёс» — но хотя бы не поэт, превзойти которого по масштабу смог только Пушкин.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...