Срочные новости раздела
В Иванове представили неизвестные записи Андрея Тарковского

В Иванове представили неизвестные записи Андрея Тарковского

Фестиваль начался в Юрьевце, расположенном в двух часах езды от Иванова. Именно там прошли детские годы будущего режиссера, давно причисленного в кинематографическом мире к «лику святых», ставшего божеством для многих поколений режиссеров. В деревянном доме на тихой улочке, неподалеку от Входоиерусалимского собора Тарковский жил с матерью и сестрой Мариной в годы войны.

В этом году исполняется полвека со дня выхода его автобиографического фильма «Зеркало». Этому событию и посвятили величественный концерт хора и оркестра под управлением дирижера Филиппа Чижевского на центральной площади города. А потом показали на большом экране под открытым небом «Зеркало».

Среди туристов, съехавшихся на праздник из разных городов, можно было услышать привычные разговоры: у Тарковского только один нормальный фильм — «Солярис», все остальные скучные, и концерт такой же заунывный. Возможно, кто-то воспринял его как реквием или гимн богу. А Тарковский был живым и уязвимым человеком, и обнаруженная в архивных недрах запись его лекции — очередное тому подтверждение.

«Сталкеру» в этом году исполняется 45. По этому случаю в программу фестиваля включили фильм «По мотивам пути «Сталкера» Лилии Классен, где о его съемках в Таллине рассказывает эстонский режиссер Арво Ихо.

Неизвестную, а точнее, забытую запись обнаружила Марианна Чугунова, много лет работавшая ассистентом Тарковского, ставшая ему близким человеком. Вместе с младшим сыном Тарковского Андреем, живущим во Флоренции, она работала над книгой, посвященной 50-летию фильма «Зеркало», и обнаружили аудиозапись, которую когда-то сама и сделала. Ее и предоставили фестивалю, снабдив видеорядом, в котором использовали известные и редкие фотографии Тарковского, сделанные на съемках, запечатлевшие его встречи с Отаром Иоселиани и другими коллегами, кадры из «Ностальгии», где медленно идет со свечой Янковский... Включены также отрывки из «Земляничной поляны» Бергмана, которого Тарковский называет «Бэргман» и постоянно сравнивает с Брессоном, которому он явно проигрывает (специалисты с этим могут поспорить). Полемику со шведским гением, очень интимную, скрытую, Андрей Арсеньевич вел многие годы. Некоторые исследователи склонны были в этом видеть ревность. 

Поначалу слушать лекцию мучительно. Тарковский бесконечно повторяет раздражающие слова «так сказать» и «значит», не может перейти к самому существенному, но когда это происходит, замираешь от поразительных совпадений с сегодняшним днем. Ничего за годы по существу не изменилось. 

Некоторые суждения могут шокировать особо впечатлительные натуры. Тарковский категоричен. Он говорит о том, что у Льва Толстого много графоманских кусков, что он плохо писал. Лесков и Бунин делали это лучше. Серов плохо рисовал. Тарковский фактически рассуждает о нейросети, о которой тогда не могло быть и речи. По его мнению, машина не может заменить человека благодаря его несовершенству. И по-настоящему великое кино лишено совершенства. Он считает опасной формулировку «это очень кинематографично», как относящуюся к чему-то внешне действенному. Тарковский ужасается количеству неизвестных людей, ринувшихся снимать кино, и это то, что на самом деле не имеет никакого отношения к кинематографу. Но неофиты решили, что могут его снимать. «Кинематограф останется, а Петров и Сидоров исчезнут». Так Тарковский именует псевдорежиссеров, которые производят муляжи. В родильном доме (а это мир кинематографа и шире – жизнь), по его словам,  появляются мутанты, к тому же мертвые. Иногда они похожи на детей, но они все равно мертворожденные. «Легкого пути оставлять для себя не следует», — напутствует Тарковский своих молодых слушателей. 

С его молодыми последователями мы еще встретимся.  В арт-пространстве железнодорожного вокзала в Иванове открыли небольшую и скромную выставку, посвященную юбилею «Зеркала», где представили кадры из фильма, фотографии со съемочной площадки. В целом — ничего нового. Привлекает внимание разве что странная фотография с Маргаритой Тереховой, где она сама на себя не похожа, как если бы это была Нонна Мордюкова. Там же наградили победителей всероссийского конкурса видеоарта «Миры Тарковского» и показали работы лауреатов. Большинство из них выглядят как пародия на Тарковского. Псевдотарковщина неискоренима, особенно во ВГИКе.

Отдельная программа фестиваля «Тарковский. Контекст: Юсов без Тарковского» посвящена 95-летию со дня рождения выдающегося оператора, который снимал с Тарковским «Иваново детство», «Андрея Рублева», «Солярис». Но представили работы Юсова с другими режиссерами — «Борис Годунов» и «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, «Я шагаю по Москве», «Не горюй!» и «Совсем пропащий» Георгия Данелии, «Черный монах» Ивана Дыховичного, «Чисто английское убийство» Самсона Самсонова. А это уже новый ракурс, взгляд на Тарковского через призму режиссеров одного с ним поколения и тех, кто моложе.  

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...