Срочные новости раздела
Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Взгляд Ефремова и песня Дорониной: открылась выставка к столетию Татьяны Лиозновой в РОСИЗО

Если бы она родилась на сто лет раньше она была бы суфражисткой. Если бы Татьяна Михайловна жила и работала сейчас, ее бы признали иконой феминизма. Но Татьяна Лиознова была подлинной дочерью своей эпохи — ее называли «железной леди советского кино». Режиссер говорила, что ее детьми стали ее фильмы.

Экспозицию «Мгновения Татьяны Лиозновой» (Андрей Райкина) поделили на части, посвященные кинокартинам. Всего в фильмографии их восемь: «Рано утром», «Память сердца», «Евдокия», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы нижеподписавшиеся» и «Конец света с последующим симпозиумом».

Но выставка начинается не с фильмов, а с признания — да, Нина Соломатина из «Карнавала» все-таки стала успешной артисткой. Знаменитая сцена: вот Ирина Муравьева поет песню «Спасибо, жизнь», вот за ее выступлением следит полный зрительный зал, а вот в это кресло вы можете присесть. И понять, насколько стихи Роберта Рождественского:

   Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою…

перекликаются с миропониманием Татьяны Лиозновой.

Первый зал посвящен атмосфере ранних фильмов: дебюту «Память сердца» по воспоминаниям английского летчика Ральфа Чедвика, в котором главную роль исполнила жена ее мастера Сергея Герасимова Тамара Макарова; полнометражной саге о семейной любви «Евдокия», фильму о дружбе советских летчиков «Им покоряется небо». Воспевание советской атмосферы 60-ых продолжаются в агитационных плакатах. Говорят, что в РОСИЗО собрана самая большая их коллекция.

Цитаты и кадры из фильмов рифмуются с содержанием советских киножурналов. Татьяна Лиознова начала увлекаться документалистикой после выпуска из ВГИКа, и даже ассистировала режиссеру по монтажу в картине «Освобождённый Китай», которую снял ее учитель Сергей Герасимов. Работа с кинохроникой во многом сформировала ее узнаваемый стиль.

    Женщина на заводе: Предохранитель не опускаю, замечаешь?

Надя Смирнова: Не опускаете, да?

Женщина на заводе: От него только хуже. На себя надо надеяться, поняла?

Надя Смирнова: Поняла.

Настроение фильма «Три тополя на Плющихе», вдохновенного песней «Нежность» Александры Пахмутовой, передается через сближение с пластическими искусствами и литературой. Посетители выставки помоложе замирают рядом с коллажем кадров из фильма: невозможно поверить, что советскую действительность (например, поездку Нюры и Саши по улицам Москвы) было возможно запечатлеть с такой поэтичностью. А взгляд, каким Олег Ефремов смотрит  на случайно встреченную им женщину… Любит, все понимает, ничего не может изменить.

Мультижанровому художнику — мультимедийная выставка. Татьяна Лиознова часто обращалась к элементам документального кино, во всех ее ранних самостоятельных работах звучал закадровый голос, музыка к ее фильмам была написана на самые звучные современные стихи, и получившиеся песни («Нежность», «Позвони мне, позвони», «Мгновения») благодаря точному режиссерскому расчету мгновенно становились народными хитами. В экспозиции представили видео-хронику и фрагменты фильмов Лиозновой из коллекции Госфильмофонда, а в некоторых залах выставили повторы легендарных декораций.

Зал, который сделан в стилистике «Карнавала» — самый личный. История создания фильма иллюстрируется точным подбором мизансцен. Картина отразила непростые отношения Татьяны с отцом и матерью, вобрал в себя воспоминания о родном городе и горький опыт первых студенческих ошибок.

Татьяна Лиознова происходила из еврейской семьи, ее отец погиб в начале Великой Отечественной, в 1943 году ее отчислили из ВГИКа - сказали, что не хватает опыта. Об этих фактах необходимо вспомнить, перед тем, как перейти к истории Штирлица.

К «Семнадцати мгновениям весны» подступают осторожно. В центре зала — инсталляция «Осколки», выполненная в технике средневекового готического витража. Кадры из легендарного фильма и биографии прототипов любимых героев рифмуются с документальными снимками военных корреспондентов и живописными картинами с героями Великой Отечественной. А Богоматерь с готического витража смотрит на «Ветеранов» кисти Евсея Моисеенко.

Последние фильмы в творческой биографии художницы для куратора выставки стали поводом поговорить о патриотизме. «Закадровым голосом» этого разговора стал Леня Шиндин из пьесы Александра Гельмана«Мы, нижеподписавшиеся». Главные качества, которые помогают киногерою бороться с несправедливостью системы, — искренность и вера в свои принципы. 

О нем Татьяна Лиознова скажет: «Моего героя роднит с предыдущими одно качество, которое я ценю в людях больше всего, — способность и желание служить своему делу до конца».

Последний фильм Татьяны Лиозновой — «Конец света с последующим симпозиумом» был снят в 1986 году. В стране наступила эпоха «гласности» — и Татьяна Лиознова решила поговорить об опасности ядерного оружия и том, как в погоне за деньгами теряется человеческое лицо. Тема ценности мира на выставке продолжается в пацифистских плакатах конца восьмидесятых, а о духовных ценностях Лиозновой рассказывает документальный фильм, в котором оживают герои ее кинокартин.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...