Срочные новости раздела
Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

«Голоса истории» — это биеннале: за два года устроитель фестиваля — Вологодский драматический театр - успевает собрать афишу из спектаклей на исторические темы, что не так-то просто. Поэтому нынешний, шестнадцатый по счету смотр, доукомплектовывали спектаклями (в основном, премьерными) по Пушкину, чей юбилей мы будем праздновать до конца года, и даже по Островскому и Чехову. Всего российские театры северного и северо-западного регионов представили на суд жюри и зрителей двенадцать постановок, так или иначе отражающих исторические события в жизни страны. 

Большую часть из них начинали играть за два часа до полуночи во дворе Консистории Вологодского Кремля, заложенного по указу Иоанна Грозного в 1567 году. Здесь установили трибуны для 600 зрителей, а вековые  стены, купола храмов, колокольня так «работали» мощной декорацией, что казалось, будто никакой другой и не надо.  Колокольный звон спонтанно подзвучивал спектакли, накрывая прописанные для них саунд-треки. Вот она, сила судьбы! – подумала я.

Вероломное колокольное вмешательство носило порой мистический и метафорический характер. Особенно это ощущалось на спектакле, открывавшем фестиваль, — «Борис Годунов» по драме Пушкина. Это премьера Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Хитрым ходом пошли тюзовцы, построив пролог на письмах Пушкина, который своим адресатам явно морочил голову, сообщая, что «Борис» у него то комедией, то трагедией, а, скорее всего, драмой выходит. За переход одного жанра в другой отвечал рассказчик, он же — режиссер, который сидел у края сцены и делал ремарки или мог войти в действие каким-нибудь персонажем. И своими действиями, скажу к чести артиста, ни разу не нарушил ритма постановки. Так и играли «Бориса» — иронично, насмешливо, местами карикатурно, но в результате пришли к подлинной драме — и народа, и власти. Народ, как всегда, безмолвствовал, был несчастлив, а власть, признавая, что, мол, «тяжела ты, шапка Мономаха», теряла не только трон — детей.

 

— Консисторский двор, его сценическая площадка — это что-то фантастическое, — говорит драматург и режиссер Александр Пудин. — И когда сцена и слово резонируют с колоколами, просто отбивающими время, и герои это улавливают, отыгрывают, появляется поразительная глубина смысла. 

«Бориса Годунова» жюри отметило своей «Маской». Но не золотой, а кружевной (Вологда без своего великолепного кружева — не Вологда вовсе) с формулировкой как «убедительно раскрывающий историческое событие». Еще одна «Маска», выполненная в традиции северного чернения,  осталась в Вологде, у хозяев фестиваля — в местной драме, которая к «Голосам истории» подготовила премьеру «Барышни-крестьянки» и тоже по Пушкину. Сентиментальный жанр, в котором написана одна из «Повестей Белкина», перевели в фарс, поэтому зрители на спектакле больше смеялись, чем вздыхали по трогательной любви юных представителей враждующих семей, но не с таким фанатизмом как  Монтекки и Капулетти. В общем, в вологодской постановке все остались живы. 

Поразила всех «Чайка» (режиссёр Анастас Кичик), прилетевшая в Вологду из Северодвинска. Неожиданно чеховская пьеса, с натяжкой подходящая к контенту фестиваля, в прочтении северодвинцев оказалась фаворитом. «Я и предположить не мог, что пьеса, которую я видел несчётное количество раз, может быть настолько необычно и интересно прочитана в неизвестном мне театре, - считает член жюри, худрук московского театра «Человек» Владимир Скворцов. - Теперь я обязательно буду следить за его развитием». «Чайка» из Вологды тоже улетела с черненной «Маской».

22 июня в день памяти и скорби показали три спектакля о войне – «А зори здесь тихие» (Котлас), «Ради жизни» по поэме Твардовского «Василий Теркин» (Череповец) и «Долина гнашей памяти» - два из них увезли спецпризы фестиваля.  За «успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» (что в переводе на русский означало «театр органично освоил и присвоил себе исторические стены и здания Кремля») первым оказался Национальный театр Карелии со спектаклем «Куллерво». Театр для детей и молодежи из Череповца  «убедительно соединил классический текст с традициями фольклора русского Севера, показав версию своего «Теркина» - это второй специальный приз. Третий же ушел не спектаклю, а актрисе Лилии Сергеевой из Новгородского областного театра драмы им. Достоевского, виртуозно сыгравшей роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. 

«Долину нашей памяти» привезли из Коми, и в фестивальной афише это был единственный спектакль в формате Театра.doc. Он рассказывал о работе поисковиков-добровольцев, которые по останкам солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, по обрывкам документов, ложкам, истлевшим в земле гимнастеркам восстанавливают имена безымянных героев, тем самым хоть на единицу уменьшая бесконечный список пропавших без вести. И уникальность этого спектакля в том, что трудный, кропотливый поиск ведут сами актеры театра. Пропущенный ими через себя материал, собственный опыт давал спектаклю честную и искреннюю эмоцию. И зрители, не дожидаясь финала, как по команде встали с мест, устроили овацию артистам, какой не получал ни один спектакль фестиваля. Постановщикам прощался искусственный ход повествования, без которого можно было вполне обойтись – боль, отзывающаяся сегодня на далекие события той войны, затмевает недостатки постановки, которых было не так уж и много. А то, что не дали «Маску»… Что ж, не ради же наград  они это делают - ради памяти. И себя, молодых, -  честно,  без громкого,  на показ  патриотизма, который сегодня стал инструментом карьерного роста. А тема исторической памяти прозвучала в исторических стенах Вологды, равно как и  на других площадках,  достаточно убедительно. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...