Срочные новости раздела
В Театре наций осовременили «Отцов и детей»  через «Ассу» Соловьева

В Театре наций осовременили «Отцов и детей» через «Ассу» Соловьева

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога Вениамина Фильштинского, Семен Серзин создал в Петербурге «Невидимый театр», ставил по всей России и за последние несколько лет снял три картины: «Человек из Подольска», «Похожий человек», «Рыжий».

Теперь он собрал звездный актерский состав, вдохновляя зрителей на неоднократный просмотр спектакля с разными исполнителями. Сам Серзин в очередь с Сергеем Волковым играет Базарова, делая его центровой фигурой. Петр Семак и Владимир Майзингер сменяют друг друга в роли Николая Кирсанова. Ирина Старшенбаум и Ольга Лерман меняются в роли Анны Одинцовой. Без дублеров работают Ольга Лапшина, Борис Каморзин, Аркадий Коваленко — опытные театральные актеры, а также Александра Бортич, которая, как Старшенбаум, почти случайно пришла в профессию, минуя театральную школу. Это рискованно, но интересно. Обе важны для Серзина как символы нынешнего времени.

На сцене разворачивается если уж не конфликт поколений, то фатальное непонимание, и все это в условную временную распутицу на железнодорожной станции, выстроенной сценографом Софьей Матвеевой. Уходят и приходят поезда и люди. Все меняется каждую минуту. Вокзальная лестница все равно что каннская, ради которой многие готовы все отдать.

Она напоминает ту, что рядом с каннским вокзалом, немного карикатурную, где в дни Каннского кинофестиваля расстилают красную дорожку. Прохожие с энтузиазмом фотографируются на суррогатной лестнице в нарядных платьях, чтобы потом предъявить друзьям снимки. Семен Серзин мог ее видеть, когда представлял в Каннах картину «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, где сыграл главную роль.

Его Базаров, подхвативший опасную болезнь от пациента и находящийся на пороге смерти, взбирается по сверкающей вокзальной лестнице. Нелепая смерть происходит словно бы на глазах у его несчастных родителей, которых он не баловал вниманием.

Предыдущая сцена в родительском доме, с актерской точки зрения, самая сочная и совершенная. Больше никто так не играет в этом спектакле, как Борис Каморзин и Ольга Лапшина. Они живые, не фантомы — отец Базарова, врачующий в провинции, и заботливая мать.

Базаров как ртуть — постоянно перетекает из одного состояния в другое, меняется на глазах, забывая про свой нигилизм, становясь обычным и минутами нежным человеком. И это не замысел, а интуитивная жизнь актера Серзина. На сцене ресторана советского розлива, украшенного панно с профилями Маркса, Энгельса и Ленина, Базаров берет гитару и поет песню Егора Летова. По словам Серзина, именно он и Александр Башлачев вдохновляли его при освоении романа Тургенева. Тут же вспомнилась давняя история отмены его спектакля о Башлачеве на «Золотой маске» из-за непримиримости людей, считавших себя его (Башлачева) наместниками на земле.

Такие люди, как Базаров, отрицающие все и вся, есть в любые времена, но тут он словно выписан из «Ассы» Сергея Соловьева. Все новые и новые поколения вдохновляются фильмом, и этот феномен достоин исследования. В Театре Наций провели фотосессию с участниками спектакля абсолютно в духе «Ассы», которую можно увидеть на его сайте.

Маленького Базарова, то ли ангела, то ли ребенка, играет юный актер Андрей Титченко, уже не впервые участвующий в спектаклях Театра Наций. «Отцы и дети» обильно нашпигованы ассоциациями, сумбурными мыслями, переполняющими режиссера. От этого спектакль плывет, разрастается по времени.

И хотя герои отправлены в конец 1980-х, Базарова иногда выбрасывает в космос, стоит только появиться на горизонте Анне Одинцовой. Ольга Лерман играет женщину-комету, недосягаемую, как мечта. Базаров предложит ей руку и сердце, протянет коробку с кольцом, а она ее не примет. Без страстей жить комфортнее. А Базаров еще и не пригоден для жизни. Это очевидно.

Он участвует в нелепой дуэли с дядей своего друга Аркадия (Геннадий Блинов из БДТ). Формально из-за Фенечки. Александра Бортич на протяжении всего спектакля нарезает по сцене круги, толкая желтую коляску с сыном, которого ее тишайшая героиня прижила от пожилого Николая Кирсанова. А Базаров пытается с ней заигрывать, дразнит окружающих. Возможна ли дуэль во времена перестройки? Пока есть такие герои — конечно. Вышел же на дуэль филолог Олега Янковского в фильме «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна, а потом лишился чувств. Но надо же было противостоять бесцеремонности и защитить любимую. Он тоже жил не во времена Пушкина, но был его наследником по прямой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...