Срочные новости раздела
Маска переходного периода

Маска переходного периода

«Золотая Маска-2024» начинается на два часа раньше. И не под крышей театра Вахтангова, а непосредственно на подступах к театру, под присмотром Евгения Багратионовича. Он, бронзовый, юный, наблюдает как сюда со стороны переулков и улиц Старого Арбата стекаются актеры уличного театра. Они приехали из российских регионов. Возле Симоновской сцены я встретила троицу, разодетую в камзолы и кринолины, кстати, очень хорошего качества.

- Ребята, вы откуда такие?

- Мы - театр «Легкие крылья», из Альметьевска. - с учтивым поклонов ответил один из них, представившись Ваней. А его коллег по галантной эпохе звали Аркадием и Ландышем. Ландыш оказалась душкой: белый парик, кринолин и мушка на щеке.

Мимо нас прошествовали уличные артисты из Воронежа, из Подмосковья - последние на высоченных ходулях и в костюмах насекомых и бабочек.

Надо сказать, что такое на «Маске» за 30 лет ее существования впервые. Владимир Машков, как и обещал, раздвигает и расширяет на «Маске» рамки театра, чтобы сделать ее доступной для всех, а не только для избранного круга одного направления, называемого современным театром. Посмотрим что получится - амбиции и ставки слишком высоки.

В этом году действительно много номинантов из регионов, - говорит за 10 минут до начала Владимир Машков и по сути ставит знак равенства между столичными и региональными театрами, отметив, что театры всей страны представляют свои лучшие работы за весь год. - И члены жюри относятся с большим вниманием к каждому из них: «Иногда в региональных театрах бывает такое, что вызывает зависть даже у столичных театров», - подчеркнул Владимир Львович.

«Маска», как статусная «раздача слонов», всегда вызывала нервозность, а нынешняя и подавно, потому что изначально в ней заложен конфликт, продиктованный стечением обстоятельств. Дело в том, что осенью прошлого года Союз театральных деятелей, как учредитель премии, поменял дирекцию «ЗМ», в связи с чем возникли проблемы. Во-первых, прежняя дирекция «на переправе» не успела (или сознательно не захотела) подготовить фестиваль номинированных на «Маску» спектаклей в Москве, и жюри пришлось выезжать в регионы, на это ушло почти три месяца. Но это же самое жюри, в состав которого входил и обозреватель «МК», отсматривало кандидатов, отобранных ещё прежним до разгона дирекции Экспертным советом, став, по сути, заложником их выбора, взглядов и политики влияния. Во всяком случае, не раз на заседаниях обоих составов жюри звучала фраза: «Кто отбирал эти спектакли? По каким критериям? По политическим?» Впрочем, подобное повторяется из года в год. Может, обновлённая «Маска» с ее новым экспертным Советом переломит ситуацию? Именно в день Церемонии в СТД состоялось первое заседание экспертов.

И вот сама церемония. Ее ведут клоуны легендарного спектакля «Смертельный номер», в 90-е на сцене МХТ его поставил Владимир Машков - он стал хитом на многие годы. Сейчас «Табакерка» восстановила этот спектакль, и ее клоуны - на сцене Вахтанговского. Режиссёр - Алена Лаптева.

Кукольный театр (с него начинали оглашение победителей) — вот где, пожалуй, члены жюри единогласны, и несколько «Масок» в главных номинациях уходят спектаклю «Авиатор» из Казанского театра кукол «Экият». Это действительно выдающаяся работа режиссера Ильгиза Зайниева по одноименному роману Евгения Водолазкина. Теперь в активе театра сразу три национальные премии — «Лучший спектакль», «Лучший режиссер» и «Лучшая работа актера» (Делюс Хузяхметов). Спектакль действительно выдающийся — кукла главного героя, потерявшего память, выполнена изо льда, который до конца спектакля на глазах у зрителей истаивает. Как истаивает память человека и человечества.

То, что пакет номинантов готовили эксперты прежней дирекции, а оценивало жри нового состава больше всех отразилось на музыкальном театре, жюри которого еще в мае на подведении итогов заявляло, что им выбирать не из чего, что они столкнулись с тотальным непрофессионализмом и в сердцах зарубили несколько номинаций, сократив список, сделанных ещё летом прошлого года до них учредителем. В частности, в номинации «лучший оперный спектакль» премию решено не присуждать - опера нервно курит до следующей премии. Так же прокатили две частные номинации среди оперетты/мюзикла. А также мужскую и женскую роль в балете, и в «современном танце». Кто то в публике возмущённо засвистел, а кто-то затоптал ногами. А лучшим мюзиклом стал «Орёл и ворон», в балете - «Sextus Propertius» из Екатеринбурга. Номинацию обьявил лично Валерий Гергиев.

А четвёрка клоунов из «Табакерки» и примкнувший к ним артист театра Вахтангова Ян Гахарманов зажигала с большим будильником в руках. Они с угрозой обступали всех, выходивших на сцену, недвусмысленно намекая, мол, «цигель-цигель». Причём, невзирая на лица - сам Машков быстренько ретировался, подыграв своим артистам. Тем не менее контроль над временем позволил клоунам за час отработать номинации в кукольном и музыкальном театре. Опере и драме достался второй акт.

С нетерпением ждали результатов в драматическом театре. В отличие от музыкального, жюри драматического резких движений не совершало и ограничилось отменой всего лишь одной номинации — «Драматург». Подтверждаю — выбирать реально было не из кого: номинированные пять авторов четырех произведений никак на «Золотую маску» не тянули. Пьесы, претендующие на оценку настоящего, по своей направленности, по сути явно не считывали время, были построены по лекалам вчерашнего дня. В общем, устарели.

Тем не менее, в драме ситуация не так катастрофична, как в музыкальном театре, хотя стоит признать, что явного лидера на номинацию «Лучший спектакль Большой формы», особенно после того, как с золотомасочной афиши слетел спектакль Валерия Фокина «Один восемь восемь один» (Александринка, Санкт-Петербург) не было. «Лучшей» признана постановка «Муть. Мухаджиры» татарского театра им. Г. Камала из Казани. Судьба жителей одной татарской деревни на родине и в изгнании рассказана с эпическим размахом. За костюмы в этом же спектакле отмечена Марина Марьянич.

«Лучшим режиссером» назван Лев Додин, поставивший в своем Малом драматическом театре в Петербурге «Чайку». «Маска» за лучший спектакль Малой формы осталась в Москве, в Вахтанговском театре — получил «Генерал и его семья» (реж. Светлана Землякова). В спектакле занята только молодая часть труппы, но именно он принес самому популярному на сегодняшний день театру страны «Золотую маску», третью за тридцать лет в коллекции Вахтанговского.

Лучшими актерами на главных ролях стали Алан Албегов за роль Лира в спектакле «Король Лир» Северо-Осетинского театра им. В. Тхапсаева (Владикавказ) и Илона Маркарова из «Театро Ди Капуа» из Санкт-Петербурга (спектакль «Крысолов»). За роли второго плана «Маски» уехали в северную столицу в театр «Суббота» - ее получила Софья Андреева, сыгравшая в спектакле «Опера нищего» и в Петрозаводск, в Национальный театр Карелии к Вячеславу Полякову, сыгравшем в спектакле «Nora/Нора».

Лучшей работой художника-постановщика признана работа Станислава Бенедиктова в спектакле «Леопольдштадт» РАМТа — Мастер, увы, не дожил до этого радостного дня. Премию за него пришли получать доводившие его идеи до финала художники Виктор Архипов и Лилия Баишева.

Жюри драматического театра, спорившее более пяти часов, установило свои пять спецпризов - их обьявил председатель Сергей Женовач: за спектакль Казанского ТЮЗа «Приключения Рустема» отмечен «За сопричастность к судьбе страны и поиск национального героя». Третий спецприз уехал в далекую Нягань, в Театр юного зрителя, где режиссер Сойжин Жамбалова выпустила спектакль «Калечина-Малечина», рассказавший о проблемах современных подростков. Актер Игорь Петренко прежде чем объявить третий спецприз за За «Лучший дуэт» - Игорь Черневич-Елизавета Боярская (спектакль «Чайка» МДТ — Театр Европы, Санкт-Петербург), попросил всех почтить минутой молчания память погибших в Севастополе и Махачкале.

Хореограф Алла Сигалова и режиссер Вячеслав Стародубцев назвали обладателей спецпризов от музыкального жюри - «За яркую интерпретацию роли в спектакле «Бал-Маскарад» (Пермь) и «За создание музыки к спектаклю «Орёл и ворон» (Красноярск).

В кулуарах церемонии, а еще за месяц в СТД на подведении итогов, и председатель СТД Владимир Машков, и многие члены жюри говорили о необходимости проведения реформы национальной театральной премии. О том, что нужно ее широкое обсуждение: какой она должна быть.

— Я надеюсь, что тридцатая премия — промежуточная фаза, — говорит член жюри, театральный критик и главный редактор журнала «Дом актера», Ольга Галахова. — Мне хотелось бы, чтобы театральное сообщество выработало критерии справедливости, так как без справедливости репутации у премии, тем более, национальной, не будет.

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация
подробнее...

«Экспозиция по-своему уникальна как для меня, так и для России — в ней очень гармонично соединены классическая живопись и современные технологии. Я постарался показать, что технологии могут помогать
подробнее...

Во время экскурсии от праправнука писателя Владимира Ильича Толстого и хранителя мемориального фонда Госмузея Льва Николаевича Толстого Натальи Зубковой были раскрыты три главные «загадки» старинного
подробнее...