Срочные новости раздела
Графика от мала до велика: в Третьяковке показали рисунки экстраординарных параметров

Графика от мала до велика: в Третьяковке показали рисунки экстраординарных параметров

Общая логика наполнения залов помогает проследить, как развивались различные формы и техники графики, и как это искусство трансформировалась за три века. На выставке покажут 481 рисунок — в Третьяковской галерее столь масштабную графическую экспозицию уже считают собственным рекордом. В самом деле, такое количество миниатюр в Третьяковке тоже выставляют впервые. Инна Соловова, заведующий отделом научной реставрации графики ХVIII — начала ХХ века, считает, что в такой форме графики есть особая теплота и интимность:

«Сама миниатюра, собственно, почему имела в ХVIII веке такой эффект? Она сошла, можно сказать, со стены, со станкового портрета, в интимную область. Миниатюру всегда можно было брать с собой. Вы, например, переезжаете в Петербург — портрет с собой не возьмете, а миниатюру всегда можно было взять с собой, потому что она помещается и в шкатулку, и в нюхательный табак, и в набалдашник трости, и в веер. Есть еще одна интересная особенность: изображение на медальон позволяет не просто увидеть любимого человека: на обороте украшения можно закрепить ткань с платья или завиток волос. То есть это что-то такое, что не передаст большой портрет».

Большинство таких миниатюр выполнены в технике «акварель на кости». Реставраторы галереи рассказывают, что у этой техники есть свой особый секрет: одежду, прическу и глаза на слоновой кости плотно прорисовывали акварелью с двух сторон, чтобы она не пропускала солнечный свет. А кожу, наоборот, старались сделать полупрозрачной: чтобы, если подложить под такой рисунок золотую фольгу, он заиграл живым и теплым телесным цветом. Авторы таких миниатюр анонимны. Часто созданием подобных вещиц для помещиков занимались крепостные. 

Экспонаты на выставке группируют по тематике: миниатюрные медальоны влюбленных соседствуют с масштабными росписями Маковского дома на Английской набережной, верещагинские фрагменты армянских росписей выставляют рядом с орнаментами Виктора Васнецова и Михаила Ларионова. Шишкина сближают с Сомовым, а Бакста соотносят с Головиным. 

Одно из направлений, в котором развивался академический рисунок — это подготовка эскизов к большим живописным полотнам. На выставке таких работ несколько. Одна из них — набросок Федора Бруни «Медный змий» — помогает соприкоснуться с замыслом самой большой одноименной картины из Русского музея в Санкт-Петербурге. 

Эскизы позволяют увидеть и фрагменты росписей храмов, над которыми работали русские художники. «География» полотен получается широкой: от Москвы до Грузии. В экспозиции представлены наброски Виктора Васнецова, который оформлял стены Владимирского собора (более полное представление об этой росписи можно получить на масштабной выставке «Васнецовых....», но уже в Новой Третьяковке) и иные «картоны» — полноразмерные эскизы — авторства Михаила Нестерова и Алексея Щусева. А еще — восточные зарисовки Василия Верещагина. Куратор выставки, Ирина Шуманова рассказывает: 

«Здесь нестеровские работы представлены мельчайшими миниатюрами. Это его эскизы к алтарю Марфо-Мариинской обители и к иконам. Мы видим, как художник задумывает композицию, то есть соотношение, как иконы должны были располагаться в алтаре. А здесь мы видим прообразы, которыми пользовался Нестеров при работе над своими церковными эскизами, его зарисовки».

На пленэрах и в блокнотах любили рисовать передвижники. Впервые графический рисунок как полноценную работу показал Иван Шишкин: его картина «На ручье» стала одним из основных экспонатов выставки. Тему графического пейзажа — но на этот раз фантастического — продолжает «Элизиум» Льва Бакста, миниатюрные наброски Михаила Ларионова и Константина Сомова и небольшие акварели Виктора Борисова-Мусатова. Кураторы выставки считают, что эти работы помогают открыть художников с неожиданной, приближенной к дневниковой манере, стороны. 

Еще одно направление графики, о котором расскажут на выставке, — это портреты. Миниатюры, на которых Анненков, Филонов и Врубель изображают сами себя, соседствуют с большими полноразмерными рисунками. Графика рассматривается как часть салонной живописи. Показывают портрет А.В. Базилевской авторства некогда модной в светских кругах художницы Мэри Казак и детские портреты кисти Савелия Сорина и Михаила Зичи. 

Среди всего разнообразия портретных рисунков невозможно не заметить последний неоконченный портрет Валентина Серова — портрет княгини Щербатовой. Разговором с князьями Щербатовыми заканчивается книга воспоминаний об отце Ольги Серовой. 5 декабря, в день смерти художника, ее брат Юра сообщает о невозможности закончить портрет: «Папа извиняется, он не может прийти». В ответ на вопрос «Почему?» — «Он умер».

В XX веке графическое искусство обретает второе дыхание: появляются плакаты и журналы, в которых красота иллюстрации приравнивается к полноте содержания. В Третьяковке показывают фрагменты и оригинальные эскизы из символистского «Скорпиона», афиши Сергея Судейкина к выступлениям футуристов. А еще — парижские плакаты к выставке Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Причём каждую из отпечатанных в типографии афиш художник дополнительно расписывал вручную — и ни разу не повторился. 

Графический отдел Третьяковки скоро переедет в новое здание на Кадашевской набережной. Работы, которые представлены на выставке, — одни из самых сложных в транспортировке. Причина — в нестандартных размерах.

«Эта выставка уникальна не только по количеству произведений, но потому что даже техническая по своему характеру, действительно, связана с переездом - рассказывает Ирина Шуманова. - Даже в каких-то элементах дизайна экспозиции мы имитировали хранение музейных экспонатов — в частности, миниатюр. Но интересно то, что в процессе подготовки эта выставка показала, что даже такой сугубо материальный параметр, как размер, помогает рассмотреть историю развития границ жанра графики в России. В какие моменты графика и рисунок обращаются к монументальным формам, а когда уходят в миниатюру? Есть ли в выборе размера какие-то закономерности или сопутствуют случаи?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...