Срочные новости раздела
Вечность и величие: на Пречистенке показали Древний Рим

Вечность и величие: на Пречистенке показали Древний Рим

Тут сошлось все: время, место, а главное, любимая тема — Италия — искусствоведческий интерес директора музея западного искусства. «Идея такой выставки пришла еще год назад, когда выяснилось, что нет большого проекта на главную ось, — рассказывает Елизавета. — Тогда замдиректора по науке Илья Доронченков предложил проект, который готовился еще до ковида для Эрмитажа». Пушкинский взялся за эту идею. Мне и моим сокураторам — Максиму Атаянцу, Василию Успенскому, Александру Кононову — удалось на стыке наших интересов создать цельный образ Рима».

Кураторский маршрут начинается от мраморной лестницы с большой картой Рима. Рядом — интерактивный элемент, то есть цифровой план устройства Рима, и, если нажимать на сенсорный экран, можно рассмотреть каждый фрагмент в деталях. После рассказа об устройстве города направляемся в небольшое пространство с названием «Картина Рима», где представлена живопись, отражающая еще один феномен — римскую городскую ведуту. Этот жанр западноевропейской живописи и графики с документальной точностью изображает городской ландшафт. «Римская городская ведута в свою очередь, извините за столь грубое сравнение, оплодотворила художников всей Европы. После нее стала появляться венецианская, парижская, лондонская, московская, петербургская и так далее. Ведуты никогда не писались с натуры, они писались с гравюр, в том числе с тех, которые мы сегодня будем внимательно смотреть», — объясняет Елизавета.

Центральное место в выставочном пространстве занимает картина Бернардо Беллотто, прозванного Каналетто, — «Пьяцца Навона в Риме» 1769 года — ее для выставки предоставил Нижегородский художественный музей. «Ведуты довольно быстро превратились из просто пейзажных или архитектурных работ в жанровые, например, как тут, — говорит Елизавета, указывая на центральное произведение в зале. — Здесь изображен конкретный праздник — Festa della Navicella, в переводе — «Праздник лодочки». Когда в августе пьяцца Навона была затоплена, вода доходила приблизительно до середины голени.

От ведуты Бернардо лучиками распространяются другие живописные ведуты, к примеру, «Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон» 1769 года, но уже из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Здесь куратор уточняет — ведута написана с ошибкой, потому что «обелиск раз в пять ниже, чем он изображен на картине».

В колоннаде по обе стороны лестницы расположили гравюры, и они как раз стали основным элементом экспозиции. Почти все офорты из личного собрания Максима Атаянца, датированные разными периодами: с одной стороны «Пиранези — летописец вечности», а напротив уже «XVIII век. Город эпохи Grand Tour». Джованни Баттиста Пиранези — главный художник ведуты в истории Рима. Его изображения города до сих пор считаются каноническими. Серия его работ «Виды Рима» стала делом жизни художника: ее он создавал с 27 и до последних дней жизни. В серию вошло 135 листов, но в экспозиции представлена лишь часть, к примеру, «Вид Пьяцца ди Спанья» (1750 год) и «Вид Пьяцца ди Монте Кавалло» того же года. Этот блок выставки выглядит достаточно интересно — тяжелые мраморные стены хорошо отражают мелкую технику монохромных офортов. Освещение приглушенное, но его достаточно, чтобы ознакомиться с произведениями.

И вот наконец главное пространство выставки — Белый зал, самый светлый и величественный. Здесь все начинается с блока «XVI век. Город руин», дальше «Говорящие камни» и «Жизнь среди руин», а потом вновь новая точка отсчета — «Стройка ренессанса». От нее начинается «Преображение Рима», где нужно остановиться, чтобы рассмотреть «Обелиски и колонны». Тут представлен любопытный экспонат из собрания Максима Атаянца — «Изображение способа перевозки обелиска, в просторечии называемого иглой, из отдаленного места за церковью Сан-Пьетро на площадь напротив главных врат той же церкви», начерченный Натале Бонифачио по рисунку Джованни Гуэрры и Доменико Фонтаны. Лист из издания Яна Блау «Зрелище итальянских городов и достопримечательностей. Часть вторая» 1586 (оттиск 1663).

А вот любимый экспонат Елизаветы Лихачевой — книга Фонтаны из библиотеки Петра I, которую на выставку предоставила библиотека Российской академии наук из Санкт-Петербурга. «Когда я писала свою научную работу, я работала с копией, а оригинал в руках никогда не держала, поэтому для меня это очень личная и важная история», — говорит Елизавета. В этом же зале также представлена историческая графика, изображающая различные планы, виды, ландшафты, здания Рима, и, конечно, все дополняется подлинниками античности из мрамора и бронзы из фонда самого ГМИИ. Монеты с архитектурными изображениями Рима также из собрания музея.

Из Белого зала направляемся к Grand Tour XVIII века и Италии, которая для многих людей с севера когда-то была мечтой. Тут так же, как на колоннаде напротив, размещены офорты Франческо Пиранези, но уже в акварельном оформлении. Показ близится к финалу. «Мы подходим к универсальности Рима, которая рождается в отражении англичан, немцев и русских людей, приезжавших и видевших Рим», — говорит Елизавета Лихачева.

«Вечный Рим» — блок с финальной картой, офортом Джузеппе Вази, изображающих панораму великого города 1751 года. Этот вид фиксировали все, кто приезжал сюда в XVIII веке, потому что холм Яникул считался лучшей видовой точкой Рима. Выставка наполнена любовью и, как отмечает Елизавета Лихачева, «неуловимым ощущением Вечного города». Выставка собрала более 150 экспонатов — гравюру, живопись, скульптуру, бронзу. «Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным», — цитатой из Гёте завершила кураторский показ Елизавета Лихачева.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...