Срочные новости раздела
Герасимов, Богомолов, Машков: в нескольких столичных театрах сменилось руководство

Герасимов, Богомолов, Машков: в нескольких столичных театрах сменилось руководство

Все произошло именно так, как мы любим, — внезапно. Да, под конец сезона слухи вяло будоражили театральную общественность (продлят контракты с действующими или нет?), но когда именно и кого на кого поменяют, было неизвестно.

Но тем не менее Департамент культуры подбавил газку, и пошла театральная движуха. В четверг в 22.00 все артисты Театра сатиры, законно строившие планы на уик-энд, внезапно в общий чат получили сообщение: «Завтра в 13.00 вызывается вся труппа театра. Явка обязательна. Пожалуйста, не отпрашивайтесь ни у кого, слишком серьезная ситуация». А тремя часами раньше в Депкульт были вызваны худрук Сергей Газаров и его директор Игорь Берлин, которых вежливо поблагодарили за работу, но уведомили, что в Сатире они больше не служат.

В середине дня пятницы состоялось собрание, где труппе уже был представлен новый худрук — Евгений Герасимов, управляющий Театром на Малой Ордынке (в девичестве «Луна»). Собрание прошло бурно, вопреки ожиданиям чиновников и назначенца. Артистов как прорвало — всплыли все проблемы, до сего дня публично не озвученные, и чувствовалось, что с артистами в Сатире никто особо не разговаривал. Во всяком случае, Алексей Фурсин, год как возглавляющий культурное ведомство столицы, услышал от них правду или бледное подобие истинного положения вещей.

А артисты выступали, как они это умеют, эмоционально, но во многом были убедительны. Говорили о том, что слияние труппы Сатиры в 54 человека с труппой театра Джигарханяна, где артистов почему-то оказалось не меньше, ничего хорошего не принесло ни той, ни другой, а только умножило проблемы.

— Те, кто придумал это объединение, понимают, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны — лишь бы афишу заполнить, — говорила Мария Ильина. — Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И каждый раз, когда приходит новая «метла», от нас снова уходит зритель. И все они говорят о чем угодно, только не об искусстве и не о театре. И все их прекрасные разговоры заканчиваются тем, что приходят непонятные люди и используют нашу сцену. Ну сколько это может продолжаться? Кто-нибудь подумает о людях?

Критика, которую слушало культурное начальство, относилась даже не к Герасимову, который только зашел в здание на Садово-Триумфальной и ничего еще не успел натворить, а к Газарову и его команде. Но теперь это уже вчерашний день Сатиры, вписанный в 100-летнюю историю театра не самыми яркими красками. А каким будет завтрашний день? Это уже вопрос к Герасимову, тоже, похоже, не ожидавшему такой «радушной» встречи. Но худрук Театра на Малой Ордынке молча оценивал критичность ситуации и осознал, что вступил в зону большого риска. Справится ли он с вызовом, который принял?

— Может, хватит на нас тестировать свои амбиции? — спросил молодой актер Семен Лопатин. И предложил выдвинуть худрука из своих рядов — актрису Яковлеву, не присутствовавшую на этом непростом собрании.

Очень непростом не только для чиновников Депкульта, но и для артистов. Прямо во время выступления Фурсина и Герасимова сначала раздался крик «Дайте валидол!» и «Дорогу!», затем увидели, что под руки ведут кого-то. Как выяснилось, артисту Кириллу Анисимову (как раз из театра Джигарханяна) стало плохо. Он начал сползать с кресла, его подхватили коллеги и спустили вниз. Он сумел сказать, что у него немеют пальцы, а уже бывший директор Игорь Берлин махал над ним пиджаком. Итог собрания — одна «скорая», масса возмущений и обещание от главы Депкульта встретиться еще раз с трудовым коллективом. Последнее обнадеживает.

Таким же неожиданным стало для всех назначение Константина Богомолова в Театр Романа Виктюка. Где, спрашивается, Бронная, а где Виктюк с его пластичными артистами? Сам КомБог в день объявления находился в Питере на Экономическом форуме, ничего комментировать не стал, лишь написал на своих страницах в Телеге и ВКонтакте следующее:

«Дорогие друзья! В связи с этой новостью хочу сказать следующее. Предложение возглавить еще один театр — это серьезный профессиональный вызов. Моя задача — сделать так, чтобы это пространство — уникальное пространство, созданное в начале XX века выдающимся русским архитектором и замечательно отреставрированное городом, — стало бы новой точкой притяжения для москвичей и гостей города, для всех, кто любит театр.

Я делаю театр для людей. И работа с этим театром — не будет исключением. При этом не существует универсальных рецептов создания успешной площадки. И невозможно «шить костюм» для разных театров по одним лекалам. Каждое пространство уникально — место на карте, здание, люди, история. Однако есть очевидные вещи, к которым нужно стремиться. Высокое профессиональное качество, высокая художественность, живое чувство современности и зрительский успех — вот, на мой взгляд, составляющие хорошего театра».

Константин пообещал изучить репертуар, равно как и творческий состав. По словам режиссера, он не испытывает желания все зачистить и начать с нуля. Не обещает произносить «сладких» речей, которые коллективы часто слышат от новых руководителей, желающих «успокоить» людей. Но конкретику отложил только на «после знакомства с репертуаром и положением дел».

«Конечно, я прихожу руководить театром, созданным режиссером-автором. Воспитавшим и своего актера, и свою публику. Но думаю, что худшее, что можно было бы сделать в память о режиссере, — превращать рожденный им театр в музей, имитировать или мумифицировать его стиль. Верность отечеству, верность семье — непреложная ценность, основа человеческого существования. В искусстве же верность стилю — знак застоя. Театр ждет обновление. И этого не нужно пугаться. Этому надо радоваться». При этом Богомолов дал понять, что менеджерская команда Бронной станет для него опорой в работе с новой сценой и коллективом.

Что касается «Современника», то в театр на Чистые пруды приходит мощный лидер. Это почувствовали все с первых его слов на сборе, состоявшемся здесь в субботу: Владимир Машков был краток, жесток, говорил про Волчек — для него память о ней, существовавшая в театре лишь в теории, как затасканное знамя, совсем не пустой звук. Еще при жизни Галины Борисовны Владимир Львович заглядывал к ней, говорил о театральном квартале, и она его в этих мечтах всячески поддерживала. Она его любила, и можно только сожалеть, что не успела передать бразды правления. После ее ухода театр, входивший в пятерку лучших столичных театров, буквально за два сезона внутренне расшатался, раскололся не без помощи прежнего худрука. Теперь же большинство артистов рассчитывает, что в связи с приходом Машкова «Современник» вернет себе былую славу. «Я знаю, что Галина Борисовна видит и чувствует, что сейчас в сердце и голове каждого из нас», — произнес Машков, и это прозвучало как предупреждение.

Важная деталь — Владимир Машков назначен в «Современник» почему-то директором, а не худруком. Но это скорее может говорить о том, что либо будет изменен устав театра, либо произойдет объединение театров двух великих современниковцев, созидателей — Галины Волчек и Олега Табакова.

Подводим итоги: за выходные круто изменена жизнь сразу трех крупных столичных театров, трех руководителей, два из которых (Машков и Богомолов) — лидеры своего направления. Что у них получится, в какую сторону они развернут приписанные к ним «корабли» и как разберутся с командами — разговор недалекого будущего.

А вот происходящее в настоящем крупно обозначило тенденцию, вытекающую из одной глобальной проблемы — кадры, которых нет. Скамейка запасных на городском и федеральном уровнях, о которой говорят и все без результата, по-прежнему пуста. Пуста, если на одного успешного худрука или директора теперь приходится по два, а то и три театра. Но успешные не значит железные. Они тоже люди, тем более с природой театральной, и таких нагрузок, которые теперь получили три назначенца, могут не выдержать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...