В конце прошлого года в соцсетях начали активно распространяться предложения стать участником программы «Лови cashback». В однотипных постах будущим участникам обещали высокие доходы — заработок от 100 тысяч рублей без вложений и с бесплатным обучением. От новичков требовалось только стать «партнером» в программе и начинать зарабатывать «прямо сейчас». Кто стоит за проектом и связаны ли с ним банки действительно, в материале «Ленты.ру».
Знакомая агрессивная манера, лексикон и условия, где необходимо было постоянно вовлекать в сомнительное партнерство все новых и новых людей, не оставляли сомнений — это либо очередной сетевой маркетинг, либо финансовая пирамида.
Люди, приглашающие в партнерскую программу, позиционируют ее как «новый проект компании «Лови cashback» в сотрудничестве с крупным банком и платежной системой «Мир». От новичков требуется совершить одно из двух действий — либо заказать новую дебетовую банковскую карту, либо же приобрести электронную сим-карту с безлимитным интернетом. После этого надо тратить от 10 тысяч рублей по карте, и приглашать от 3 новых человек в проект ежемесячно.
Фото: DC Studio / Shutterstock / Fotodom
Среди преимуществ программы называют «несгораемый товарооборот», «официальные выплаты» и низкое число розничных клиентов банка. А кредитное учреждение якобы готово за каждого нового клиента платить комиссию, как за привлечение, так и с последующего оборота.
Впрочем, ни на официальном сайте банковской организации, ни в федеральной прессе никаких упоминаний о программе «Лови cashback» не найти, что уже само по себе является «красным флагом». В банковском колл-центре на запрос информации о «Лови cashback» реагируют с недоумением, а после короткой проверки отрицают сам факт наличия предложения и рекомендуют с ним не связываться.
В то же время сайт зарегистрированного в казанском «Иннополисе» проекта «Лови cashback» находится без проблем. Последний позиционирует себя как «самый быстрый кешбэк-сервис» с выплатами до 50 процентов в день покупки в магазинах и ресторанах. При этом среди заявленных партнеров сервиса банков нет. Есть лишь краткое упоминание в самом «подвале» главной страницы мелким шрифтом, переадресовывающее клиентов в кредитную организацию. Не существует и официальных совместных интернет-страниц — лишь сомнительные домены с массой орфографических ошибок, где, если потрудиться, можно найти следующий дисклеймер: «Данный сайт не является официальным сайтом компании "Лови cashback"». Что не мешает при этом там же утверждать об участии в проекте крупной кредитной организации. «Совместная программа «Лови cashback» и банка — это инновационное решение, с которым каждый может заработать без вложений», — говорится на одном из них.
Фото: Motortion Films / Shutterstock / Fotodom
Между тем, что известно точно, так это то, что ООО «Кэшбекфорс», владеющая товарным знаком «Лови cashback», по данным сервиса «СПАРК-Интерфакс» существует с 2012 года и принадлежит жителю Татарстана Исламу Ахмедшину 1981 г.р. Последний вот уже несколько лет занимается сетевым маркетингом в банковской сфере.
Сетевой маркетинг (multi-level marketing, или МЛМ) расцвел в России в начале 90-х — его олицетворением стал Herbalife и его адепты со значками «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!». Традиционно большая часть рынка МЛМ в России — это продажа косметики, БАДов и товаров для здоровья. Однако в 2020 году некий Дмитрий Бурнаев вместе с «профессиональными сетевиками и долларовыми миллионершами» Юлией Якимовой и Миляушей Авхадеевой запустили проект «Игра» (Igra), где попробовали приладить сетевой маркетинг к банковской сфере. Это была платформа-агрегатор, объединявшая более 100 предложений от банков, финансовых и страховых организаций. Участники зарабатывали на продаже банковских карт, кредитов и продуктов микрофинансовых организаций.
«Игра» имела признаки пирамиды: не производя никакого продукта, ее организаторы обещали вновь пришедшим огромные прибыли. Однако на деле людям предлагались партнерские ссылки, за которые они получали лишь часть вознаграждения. Основные деньги, судя по всему, оседали в карманах организаторов.
Тем не менее, в пиковый период проект привлек несколько десятков тысяч партнеров. Однако уже через несколько месяцев начались проблемы с выплатами — люди едва получали четверть от заработанного. Организаторы сетовали на некачественный трафик. В 2021 году «Игра» закрылась, просуществовав в итоге всего около года.
Фото: Golubovy / Shutterstock / Fotodom
Стоит отметить, что незадолго до закрытия «Игры» к этому проекту присоединился житель Татарстана Ислам Ахмедшин, перезапустивший его под названием «Лови cashback» в 2021 году. Презентация обновленной сетевой программы состоялась весной 2021 года в Сочи. На этот раз партнерам предлагалось приобрести «франшизу» стоимостью от 30 тысяч (на старте) до 200 тысяч рублей, рассказала «Ленте.ру» одна из участниц того проекта Вероника (имя по просьбе девушки было изменено). На платформу для подключения к кэшбек-сервису были допущены юрлица, был введен транзакционный кэшбэк в размере 0,1 процента от покупок клиентов.
«Нам там обещали, что будет все шикарно. Будем выдавать эти карты, и с каждого, кто ее оформит, получать по 0,1 процента кэшбек. Сказали, станете миллионерами, — вспоминает Вероника. — Мы поверили, но чтобы получать какой-либо доход с этих всех покупок надо пригласить пол-Китая, очень много народу. А сначала купить франшизу за 30 тысяч рублей, чтобы иметь лицензию. Многие, в том числе и я на это взяли кредит. И, конечно, ни у кого ничего не получилось, никто ничего не заработал. За полгода я получила доход всего 2000 рублей. О кредите мужу конечно, не сказала». Через полгода Вероника ушла из проекта.
Фото: Bits And Splits / Shutterstock / Fotodom
Проект ненадолго поддержало сотрудничество с одним из крупных местных банков. Но довольно скоро болезни «Игры» постигли и «Лови cashback»: фактические выплаты партнерам составили около 15 процентов от заработанного, а с началом СВО начались и трудности с платежной системой Pay. В результате «Ак Барс банк» вышел из проекта, но «Лови cashback» партнеров об этом не уведомили, и те так и не получили денег за оформленные в банке карты и другие продукты.
Второй перезапуск «Лови cashback» состоялся в августе 2024 года. А вскоре началась агрессивная рекламная кампания этого проекта. Примечательно, что сами банки в кампании не участвуют, при этом и активных попыток откреститься от сомнительного партнерства тоже не предпринимают — возможно, считая ООО «Кэшбекфорс» одним из многих рядовых посредников, которые просто приводят ему новых клиентов.
При этом «Лови cashback» имитирует проект от одного из крупных банков, запущенный в 2023 году, и в нем кредитное учреждение действительно платит за рекомендации своих продуктов или сервисов. Однако это является официальным проектом банка, у него есть собственная страница на сайте, а его репутация является гарантией честных выплат в полном объеме.
А вот история прошлых проектов Ахмедшина указывает на отсутствие у него стабильной финансовой модели. Его проекты часто сопровождаются сокращением выплат и потерей доверия партнеров, а прозрачность финансов остается под вопросом.
Кстати, по словам источника в правоохранительных органах, в 2007 году Пермский суд признал основателя ООО «Кэшбекфорс» Ислам Ахмедшин вместе с Эдуардом Ильиным виновными по статьям «Грабеж» и «Незаконное лишение свободы» по инциденту 2006 года. Тогда, угрожая травматическим револьвером, они затолкали в машину одного из жителей Перми, а когда он попытался сбежать — избили его на глазах прохожих. В итоге суд приговорил Ильина и Ахмедшина к трем годам лишения свободы, однако впоследствии приговор был пересмотрен, и Ахмедшин отделался условным сроком.