Дефицит кадров остается фундаментальной проблемой всех сфер российской экономики. Промышленность ощущает нехватку специалистов особенно остро: растущие высокотехнологичные производства требуют хорошо подготовленных сотрудников. В этих условиях выигрывают те, кто начал строить систему подготовки кадров задолго до изменений в конъюнктуре рынка труда. Среди таких игроков — автозавод в Нижнем Новгороде, который еще в начале 2000-х по инициативе Олега Дерипаски сделал ставку на собственные образовательные проекты. Сейчас они охватывают все ступени подготовки будущих сотрудников, включая работу со студентами ссузов, и позволяют предприятию сохранять гибкость при любых внешних вызовах. Сегодня, в День среднего профессионального образования, об этом особенно актуально рассказать.
Регулярный мониторинг предприятий, который ведет Банк России, по итогам первого полугодия зафиксировал очередной минимум обеспеченности кадрами за всю историю наблюдений. «Проблема дефицита кадров различной квалификации усилилась. Обеспеченность работниками во втором квартале 2024 года снизилась до исторического минимума. В частности, отмечалась нехватка инженеров, монтажников, IT-персонала, складских работников и водителей. Наиболее остро дефицит продолжали испытывать обрабатывающие предприятия, производящие продукцию инвестиционного и потребительского назначения», — сообщил регулятор.
Работодатели разделяют эти оценки. Согласно исследованию hh.ru (в апреле-мае опросили около 1,3 тысячи респондентов из ключевых сфер бизнеса), по итогам полугодия большинство представителей компаний согласны с утверждением, что дефицит кадров остается одной из главных проблем российской экономики: 71 проценту опрошенных стало сложнее искать и нанимать персонал, у 37 процентов увеличилась текучка кадров.
Быстрых решений нет: если сейчас экономике, по разным оценкам, не хватает около 1,5-2 миллионов специалистов, то к 2030 году, по прогнозу Минтруда, потребность в кадрах составит уже 2,4 миллиона человек, а участники рынка не исключают, что дефицит достигнет 4 миллионов. Получается, интенсивных мер вроде аутстаффинга из дружественных стран уже недостаточно, да и гонка зарплат не бесконечна.
Единственный вариант — развивать системные решения.
«Сохранение дефицита кадров в промышленности на ближайшие годы стимулирует работодателей уделять еще больше внимания вопросам удержания персонала, подготовки кадрового резерва начиная уже со школьной скамьи, инвестиций в автоматизацию производств и создания комфортной рабочей среды на предприятиях», — отмечает руководитель практики «Оборудование, АПК и ЛПК» кадрового агентства ANCOR Борис Воронков.
«Рынок труда сегодня — это рынок соискателя. Вакансий гораздо больше, чем претендентов на них. Не работодатель выбирает сотрудников, а соискатели имеют возможность выбирать между компаниями», — рассказывает директор департамента развития персонала автозавода в Нижнем Новгороде Мария Казанцева.
В этих условиях, по ее словам, ключевым HR-инструментом становится ранняя профориентация: работодателям нужно как можно раньше начинать знакомить будущих специалистов со своим бизнесом и корпоративной культурой.
В Нижнем эту работу еще в начале 2000-х инициировал Олег Дерипаска — именно здесь при Горьковском автозаводе появились первые кружки робототехники, а потом фонд промышленника «Вольное Дело» развернул сеть на всю страну. В 2018 году на базе корпоративного университета предприятия начал работу детский технопарк «Кванториум», а еще через год — центр изучения цифровых технологий «Техноспейс» для старших школьников и студентов. Сейчас в них занимаются порядка 600 ребят ежегодно.
Фото: Михаил Сорокин
Также при поддержке автозавода каждый год проходят региональные и федеральные робототехнические фестивали «Робофест» и всероссийские соревнования автоматизированных транспортных средств «Робокросс» с вовлечением ведущих вузов страны в создание беспилотников.
Фото: Михаил Сорокин
«Если заинтересовать ребят техникой в игровой форме, это затягивает: многие из них видят в этом смысл своей будущей профессии. Мы в этом убеждаемся каждый год, когда выпускники наших технопарков поступают в технические вузы, а потом приходят к нам на работу и сами становятся наставниками юных робототехников», — объясняет директор по персоналу автозавода Елена Марштупа.
Параллельно автозавод поддерживает и обычные школы.
«В партнерстве с управлением образования Автозаводского района и департаментом образования Нижнего Новгорода мы выбрали восемь школ на территории района, причем типичных, не элитных. Цель — усилить преподавание физики и математики, которые сейчас не популярны при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Для нас важно, чтобы дети глубоко изучали точные науки, не боялись сдавать по ним экзамены и потом поступали в профильные техникумы или вузы», — рассказывает Мария Казанцева.
Проект стартовал год назад, 1 сентября 2023 года. В нескольких школах охватили классы с седьмого по 11-й, а в одной школе пошли на эксперимент — там дети начали изучать физику уже с пятого класса. Завод закупил оборудование для лабораторий, организовал встречи ребят с сотрудниками, привлек преподавателей педагогического университета и Высшей школы экономики, которые провели для старшеклассников курсы по углубленному изучению физики и математики. А параллельно мотивировали педагогов: среди преподавателей школ провели грантовый конкурс, и победители получили ежемесячную доплату к зарплате.
Самая дефицитная категория специалистов в промышленности — рабочие кадры, синие воротнички. За первое полугодие этого года спрос российских работодателей на таких сотрудников вырос на 83 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, следует из данных «Авито Работы». По данным hh.ru, производство стало самой массовой сферой деятельности: доля вакансий для промышленных работников за первое полугодие превысила 20,6 процента от общего числа предложений о работе.
«На крупных производствах, как у нас, 70 процентов коллектива составляют рабочие, и конкуренция за них сейчас очень высокая, даже более жесткая, чем за инженеров и IТ-специалистов, которые тоже очень востребованы. Наиболее дефицитные вакансии отрасли — это слесари механосборочных работ, маляры, сварщики на машинах контактной сварки, работники склада, станочники широкого профиля и другие», — комментирует Елена Марштупа.
На федеральном уровне решить проблемы нехватки производственного персонала призван проект «Профессионалитет», суть которого — в тесном сотрудничестве бизнеса и системы профтехобразования: в партнерстве с государством работодатели вкладываются в обновление материально-технической базы профильных колледжей и техникумов, а те корректируют образовательные программы под специфику компаний-партнеров и привлекают их сотрудников к подготовке студентов.
Первые выпускники проекта выйдут на рынок труда в будущем году, но уже сейчас эксперты отмечают первые признаки перезагрузки системы СПО. Комментируя итоги приемной кампании этого года, вице-премьер Татьяна Голикова сообщала, что колледжи и техникумы выбрали 60 процентов выпускников девятых классов, или почти 1,2 миллиона человек, и еще 30 процентов одиннадцатиклассников.
«Молодежь предпочитает более интенсивное профессиональное образование, которое позволяет трудоустроиться», — отметила вице-премьер.
Качество абитуриентов техникумов тоже возросло: средний конкурс при поступлении составил три-четыре заявления на место, а средний балл аттестата — 4,5. Половина специальностей в системе СПО — технические. Успех кампании этого года в Минпросвещения, кстати, связывают именно с ранней профориентацией школьников и с возможностями допобразования: по данным ведомства, 70 процентов детей занимаются в городских и школьных технопарках «Кванториум».
В Нижнем Новгороде первые кластеры «Профессионалитета» начали работать в 2022 году. Горьковский автозавод как ключевой работодатель стал партнером одного из крупнейших кластеров «Машиностроение».
Сейчас по программам машиностроительного кластера в регионе учатся 1,3 тысячи студентов, в том числе 223 — студенты-целевики, с которыми автозавод заключил договоры.
В рамках проекта «Профессионалитет» при поддержке предприятия в базовом автомеханическом техникуме созданы новые учебные полигоны (токарные работы на станках с числовым программным управлением, промышленная автоматика, мехатроника), скорректированы учебные программы по семи специальностям, больше ста преподавателей и наставников с производства прошли обучение и стажировки.
Елена Марштупа отмечает, что интерес к проекту со стороны школьников растет, мотивация студентов достаточно высокая.
«Этому способствует не только новое современное оборудование, но и увлеченные преподаватели и наставники, реальные кейсы, участие в корпоративных конкурсах и мероприятиях», — сказала она.
В отличие от выпускников техникумов, специалистов с высшим образованием в стране пока больше, чем нужно российской экономике, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится: по оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, до 2035 года избыток выпускников вузов составит примерно 2,7 миллиона человек.
Тем не менее, спрос на высококвалифицированных инженеров ежегодно растет — высокотехнологичные производства требуют подготовленных кадров. По информации Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, если в 2010 году российским предприятиям требовалось 29,9 тысячи таких работников, то в 2022-м — уже 79,8 тысячи.
Чтобы компенсировать дефицит, работодатели развивают собственные образовательные проекты с вузами. Это могут быть как традиционные направления сотрудничества вроде экскурсий на производство, лекций, мастер-классов, стажировок и практик, так и более плотная работа.
Например, у нижегородского автозавода с 2012 года в местном политехе (НГТУ) функционирует базовая кафедра «Создание продукта в автомобилестроении». При активном участии Объединенного инженерного центра (ОИЦ) предприятия студенты фактически работают над автомобилями будущего — учатся проектировать машины, которые автозавод только планирует выпустить на рынок.
Еще один проект — студенческое конструкторское бюро «Роботизированные транспортные средства», созданное на базе НГТУ и корпоративного университета автозавода — Академии современных технологий автомобилестроения имени А.Н. Моисеева. Порядка 30 сотрудников бюро и студентов ведут технические разработки в области беспилотного транспорта, для его испытаний был создан специальный полигон. Прототипы беспилотников участвуют в соревнованиях автоматизированных транспортных средств «Робокросс».
Но производства требуют не просто инженеров высокой квалификации — во всех сферах сегодня это должны быть специалисты на стыке профессий, в разной степени владеющие информтехнологиями. Ждать, когда система образования сможет в полной мере соответствовать требованиям работодателей, бессмысленно — надо действовать самим. Поэтому автозавод в 2022 году запустил собственную «Академию IT», созданную на базе ОИЦ и IT-подразделения компании совместно с учебными заведениями-партнерами.
Ребята учатся в академии на конкретных кейсах автозавода параллельно своим основным курсам в вузах и техникумах. Преподавателями выступают инженеры и IT-специалисты автозавода, а также ведущие российские учебные центры IT-профиля. Первый поток студентов уже завершил обучение, и в результате 64 выпускника работают в ОИЦ и IТ-службах автозавода. С 2023 года стартовал второй поток.
«Суть программы в том, чтобы ребята еще на этапе студенчества смогли погрузиться в реальные проекты автозавода, посмотреть, что им по душе. Во второй поток мы отобрали 58 человек, они сразу приступили к изучению специализированных блоков, чтобы как можно раньше впитать специфику своей работы. Постепенно ребята станут активнее включаться в бизнес-проекты в статусе стажеров и будут получать оплату за свой труд», — объясняет Мария Казанцева.
Благодаря такому комплексному подходу в работе с молодежью, от школы к вузу, на автозаводе в целом хорошая статистика по доле молодых специалистов в штатной численности: если в 2020 году их было 57 процентов от общего числа, то в 2023-м — уже 72 процента.
В экспертной среде есть мнение, что основные проблемы российского рынка труда связаны не столько с его демографическими условиями, сколько с квалификацией работников. «Люди есть, предприятия должны научиться более качественно и эффективно искать, маршрутизировать и переобучать сотрудников. Новый национальный проект “Кадры” будет направлен в том числе и на решение этих вопросов», — сказал в рамках деловой программы Чемпионата высоких технологий и.о. генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Владимир Смирнов.
По оценке экономистов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, темпы роста экономики напрямую связаны с повышением производительности труда: при росте производительности на 3-4 процента в год в долгосрочной перспективе среднегодовые темпы роста ВВП вряд ли превысят 4 процента. Большие показатели требуют больших усилий компаний, и в первую очередь — комплексного подхода: важно, чтобы инструменты производственных систем стали частью корпоративной культуры.
В крупном бизнесе проводниками этих перемен традиционно выступают собственные корпоративные университеты. У нижегородского автозавода это Академия современных технологий автомобилестроения имени А. Н. Моисеева, в которой 1,5 тысячи сотрудников ежегодно обучаются принципам производственной системы предприятия. В начале 2000-х автозавод одним из первых в России по инициативе Олега Дерипаски начал внедрять систему бережливого производства, основанную на философии постоянных улучшений. Сегодня сотрудники автозавода ежегодно предлагают 7 тысяч улучшений, а сама производственная система стала философией бизнеса, помогающей гибко реагировать на любые колебания спроса.
В целом в академии обучают более чем 400 образовательным программам, развивают профессиональные компетенции сотрудников, проводят управленческие тренинги, тренинги личной эффективности. На базе академии существуют также своя школа иностранных языков и онлайн-платформа для дистанционного обучения.
«Возможности корпоративного обучения — это всегда конкурентное преимущество работодателя. Собственный корпоративный университет помогает сотрудникам получить профессию с нуля, обучиться смежной специальности или приобрести новые управленческие или личностные навыки — в общем, открывает новые возможности для карьерного роста. Молодежи это особенно важно», — отмечает Елена Марштупа.
Еще один мощный мотивирующий фактор — конкурсы и лидерские программы, своеобразные карьерные лифты для действующих сотрудников. На автозаводе есть несколько таких проектов — это и молодежная конференция «Будущее создается сегодня» для презентации нестандартных решений, и конкурс мастерства «Профессионалы».
А в прошлом году на предприятии стартовала программа «Развитие стратегического кадрового резерва». В зоне внимания — специалисты из разных сфер деятельности предприятия: конструкторские, технологические и финансовые службы, закупка и HR, качество и производство. Для них проводят традиционные тренинги, но акцент создатели сделали на практической составляющей: каждый из резервистов, отобранных для обучения, принимает участие в реальном, стратегически важном для компании проекте в качестве специалиста, который перенимает опыт у наставника и сначала выполняет дублирующую роль, а потом берет на себя главную.
Чтобы понять, насколько все это увлекает молодежь, достаточно заглянуть в автозаводские соцсети. Там выпускники собственной Школы амбассадоров бренда делятся впечатлениями и своей корпоративной жизнью. Такие искренние эмоции сложно спродюсировать — значит, все нужные лифты работают.