Владислав Бакальчук, остававшийся многие годы в тени своей супруги, в последнее время развил небывалую публичную активность: публикации в сети, интервью блогерам, видеообращения, направленные на дискредитацию бизнеса Wildberries и лично Татьяны Бакальчук, сменившей недавно фамилию мужа на девичью — Ким. В заявлениях утверждается, что именно благодаря его талантам и способностям бизнес маркетплейса достигл многомиллиардных оборотов а он, якобы, принимал в компании все ключевые решения. Что об этом говорят сотрудники, которые работали в то время, когда Владислав на правах мужа основательницы Wildberries пытался влиять на бизнес-процессы, — в материале «Ленты.ру».
В своих интервью и постах Владислав Бакальчук пытается изобразить себя талантливым управленцем, мозговым центром и бизнес-гуру, который принимал решения в бизнесе. На условиях анонимности «Лента.ру» пообщалась с сотрудниками, которые работали вместе с Владиславом, и мнения их о деловых качествах и способностях мужа основательницы Wildberries, не в пользу последнего. В частности, как утверждают работники компании, именно его решения привели к забастовкам сотрудников пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в марте 2023 года, оттоку клиентов после резкого повышения стоимости приемки товаров на склады маркетплейса весной 2024 года, вызвали и другие скандалы внутри и вокруг компании. И это не говоря о попытке рейдерского захвата офиса компании и стрельбы в центре Москвы в сентябре этого года.
Владислав Бакальчук
Кадр: Миллионщики / YouTube
Весной прием товаров на склады маркетплейса Wildberries резко подорожал. Селлеры жаловались, что из-за нововведения начали подчистую теряют прибыль, и грозились уйти к конкурентам маркетплейса. «В апреле месяце одним днем был приказ отменить верхний порог лимитов на платную приемку, они взлетели до небес, с коэффициентом до 200, — рассказывает на условиях анонимности сотрудник компании об одном из решение Владислава Бакальчука. — Вся бизнесовая команда говорила, что нужно другое решение. Всех, кто с ним был не согласен, он угрожал уволить, перестать платить зарплату, оскорблял. В ноябре прошлого года он принял решение отключить рабочий инструмент по финотчетам и балансам продавцов, переведя всех продавцов на сырое решение. Из-за чего нормально три месяца невозможно было получать финансовые отчеты. Он любил сталкивать команды между собой. Только сейчас инструмент баланса начал работать нормально, потому что появилась отдельная команда в объединенной структуре, появился план по стабилизации системы».
«Ему свойственны были хаотичные и непродуманные действия, которые он в ультимативной форме требовал от команд, — рассказывает работник офиса Wildberries. — Например, требовал увеличивать стоимость логистики для продавцов в течение двух часов, без предупреждения предпринимателей. Для логистики требовал снизить тарифы так же за два часа, люди выезжали на маршрут с одним тарифом, а доезжали уже с другим. На любые возражения давил, что это он так решил, и он запрещал об этих решениях информировать генерального директора. Требовал, чтобы ПВЗ по всей стране в обязательном порядке работали до глубокой ночи, угрожая штрафами всем несогласным владельцам ПВЗ и сотрудникам компании».
Много жаловались и на его цинизм по отношению к людям. «На одном из складов, стройку которого администрировал "ВБ Девелопмент", шаталась мезонинная конструкция, полки для хранения товара (этой компанией руководит Владислав Бакальчук — прим. «Ленты.ру»). На совещании ему представили отчет о том, что вводить в эксплуатацию мезонин нельзя, требуются доработки, могут пострадать люди. На это он публично ответил "Это допустимый процент человеческих потерь"», — отметил, присутствовавший на том совещании топ-менеджер.
«Был zoom по судам, когда обсуждались иски к компании от поставщиков и он кричал, что все иски к компании должны вычитаться из зарплат сотрудников. Самый треш творился со складами, которыми он управлял. "ВБ Девелопмент" выдавали информацию, что склад готов, а там ни дорог, ни стоянок, фуры везли по бездорожью. Когда случился пожар, он сразу отстранился, на совещаниях говорил, что генеральный директор — не он, и пусть ответственность несет и не он», — вспоминает один из топ-менеджеров.
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Когда Владислав Бакальчук заходил на общие зумы он в приказном порядке озвучивал решения, которые никем не могли быть оспорены. В противном случае он начинал унижать человека, удалять из рабочих встреч, чатов, угрожать увольнением, — рассказывает его подчиненный. «Никакие доводы о том, что бизнес-решение может привести к негативным последствиям для компании, он не воспринимал. Он просто говорил: "Выйдите из чата!". Когда ему говорили о юридических и публичных рисках, он отвечал "Кто придумал эти *** законы, мне плевать на них, выйдите из зума"», — говорит собеседник «Ленты.ру».
Многие сотрудники жаловались на «странные, максимально неэффективные» подходы Владислава Бакальчукак управлению. «Он просто кидал ссылку в выходной или ночью, обсуждения у него могли длиться часами. Эти круглосуточные ночные зумы изматывали и были бесполезны для управления, возражать там все равно запрещалось. При этом сам он почти весь 2022-2023 год просидел заграницей и открытого разговора глаза в глаза просто избегал», — вспоминает один из сотрудников.
Другой говорит, что Владислав «давил на персонал, заставлял всех принимать непродуманные и сырые решения, если это приводило к проблемам или сбоям, он публично отказывался от авторства этих идей. Искал виноватых среди наемного персонала. Например, разрешал бесконтрольно набирать персонал, а после этого ночью звонил и требовал одним днем уволить сразу 40 человек».
«Он любил сталкивать людей между собой, создавал параллельные команды. У нас было два финдира, несколько приложений доставки, люди получали оффер, выходили и только узнавали, что, оказывается, их функции запараллелены. Почти на каждом направлении было несколько команд, которые собачились постоянно, а он это подстегивал, в итоге выбиралось не лучшее бизнес-решение», — отмечает третий.
Фото: Shutterstock / Fotodom
«Он (Бакальчук — прим. «Ленты.ру»), пользуясь положением мужа первого лица, напрямую давал указания какие-то свои, а об этом вообще никто не знал из других подразделений, он пытался все сделать для того, чтобы никто не мешал ему единолично принимать решения, — считает собеседник "Ленты.ру". — Бывало так, что он нанимал новых людей, обещал им что-то, а в итоге никто из коллектива и в курсе не был. Его мнение о своей собственной гениальность и исключительности привело к тому, что он пытался от всех несогласных избавляться. Решать проблемы самостоятельно он не мог, в итоге вводил коллективную ответственность, всем записывал молча минус в зарплату. Никакой прозрачности процессов вообще не было, любой провал он размазывал на коллектив, называя это коллективной ответственностью, а любой успех приписывал только себе». Поэтому, по его словам, для прозрачности процессов и была предпринята в мае попытка избрать совет директоров компании.
«Очевидно он (Бакальчук — прим. «Ленты.ру») ревновал к тому, что вся команда воспринимает как руководителя только Татьяну Владимировну, он хотел авторитета, но не умел быть лидером и вести за собой, только подавлял. В итоге внутри топ-менеджмента случился скандал, руководители направлений отказывались с ним общаться», — говорит сотрудник компании.
Татьяна Бакальчук
Фото: Влад Некрасов / Коммерсантъ
Иск о разводе Татьяна подала в Савеловский районный суд 30 августе. На 16 октября назначено предварительное судебное заседание.
«Еще в ноябре прошлого года я говорила, что основная угроза развития нашей компании кроется у нас внутри. Я 20 лет управляю этой компанией и чувствую ее буквально на кончиках пальцев. И тогда, в ноябре, я уже понимала, что нашей компании требуется серьезная перестройка структуры», — заявила в новом видеообращении в своем телеграмм-канале Татьяна Ким. — Она должна остаться гибкой, но в то же время стать более четкой, более структурированной и более правильной. Я рада сообщить, что реструктуризация нашей объединённой компании завершена, и мы теперь готовы к новым проектам. Сотрудники — это главная ценность любой компании. И для меня ваша безопасность и ваше будущее — основной приоритет (…) Ничего не бойтесь, я гарант вашей безопасности», — подчеркнула совладелец Wildberries.