В Австралии приняли закон, разрешающий сотрудникам корпораций не отвечать на звонки работодателей в нерабочее время. Новая мера направлена на снижение объемов сверхурочной работы: на данный момент каждый австралиец в среднем перерабатывает около 281 часа в год. Похожая мера уже действует во Франции, Бельгии и Испании, и недавно о ней задумались жители Великобритании. В России этот вопрос законодательно никак не регулируется: у работников есть право не отвечать на звонки за пределами рабочего дня, но штрафовать работодателей за такое никто не планирует. Предложение ужесточить контроль за соблюдением work-life balance не вызвало энтузиазма у бизнеса: участники рынка считают, что нехватка кадров и рост осознанности соискателей и так приведут работодателей к необходимости пересмотра подходов. Что тормозит этот процесс — в материале «Ленты.ру».
Австралия этим летом пополнила список стран, разрешающих работникам корпораций абстрагироваться от работы в нерабочие часы. С 26 августа в стране заработал закон, названный «правом на отключение». Сотрудники корпораций и предприятий теперь могут игнорировать звонки начальства и не отвечать на сообщения, полученные до или после рабочего дня, без страха быть наказанными работодателем.
Фото: Elise Amendola / AP
Новый закон направлен на защиту права австралийцев на личную жизнь. Он не запрещает руководителям компаний звонить сотрудникам в нерабочее время, но дает последним возможность самостоятельно решить, отвечать ли на вызов. Тема сверхурочной работы для страны достаточно актуальна — по данным опросов, граждане Австралии работают на 281 час в год свыше необходимой меры, при этом переработки им, как правило, не оплачивают.
Работник, не получающий оплату за работу 24 часа в сутки, не должен круглосуточно быть доступен для начальства, дал понять премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе. Вряд ли австралийцы не испытывают раздражения от необходимости в любое время отвечать на звонки или письма работодателя по электронной почте, заметил он.
Если сотрудник и его начальство столкнутся с проблемами при применении новых правил, на первом этапе им предложат решить возникшие трудности самостоятельно. При отсутствии возможности найти компромисс, в дело может вмешаться Австралийская комиссия по справедливому труду (Fair Work Commission, FWC).
поддерживают «право на игнор» работодателя в нерабочее время
Предсказать, кого именно сделают «крайним» в этой истории, довольно сложно. Комиссия может как обязать работника отвечать на звонки (если посчитает его отказ необоснованным), так и попросить работодателя ограничить все взаимодействие с ним рабочим днем. В случае, если распоряжения FWC выполняться не будут, сторонам может грозить штраф: до 19 тысяч (более 12 тысяч долларов) австралийских долларов для работника, и до 94 тысяч (более 63 тысяч долларов) — для компании.
Об аналогичных мерах недавно задумалась и Великобритания: согласно опросу, проведенному в сентябре 2023 года профсоюзом профессионалов Prospect, право абстрагироваться от работы в нерабочие часы поддерживают около 60 процентов сотрудников компаний. Возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью британцы назвали наиболее важным фактором, влияющим на выбор ими нового работодателя.
На сторону работников в вопросе соблюдения work-life balance уже встали порядка 20 стран, включая Францию, Испанию и Бельгию.
Во Франции «право на отключение» от рабочих электронных писем в нерабочее время ввели в 2017 году. Компании, в которых трудится более 50 сотрудников, обязаны отдельно обговаривать с работниками, в какое время им удобно отвечать на рабочие вопросы. Несоблюдение правил грозит организации штрафом, который не должен превышать одного процента от общей месячной оплаты трудящегося.
Фото: Toby Melville / Reuters
Франция считается страной с одним из самых регулируемых рынков труда в мире. Этому во многом способствует сокращенная до 35 часов рабочая неделя. Также в 2024 году власти страны начали тестировать четырехдневку. На первом этапе эксперимент затронул работников госсектора, а в будущем экс-премьер-министр Франции Габриэль Атталь собирался распространить его на всех работников с детьми, находящихся в разводе.
Спустя несколько лет, в 2021 году, закон о запрете звонков работодателя в нерабочее время принял парламент Португалии. Новая мера предоставила работникам компаний право на 11 часов «ночного отдыха», в течение которых их нельзя беспокоить, если только не произошел форс-мажор. Правила распространяются на компании с десятью и более сотрудниками, а за нарушения предусмотрен штраф.
Тогда же португальским работодателям запретили следить за сотрудниками, работающими в удаленном режиме. Нововведения должны защитить права португальцев, способствовать притоку в страну «цифровых кочевников» и мечтающих сменить обстановку иностранных работников, пояснила министр труда и социального обеспечения страны Ану Мендес Годинью.
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
В 2022 году «право на игнор» сообщений работодателя в нерабочее время гражданам своей страны предоставила Бельгия. Изначально меру ввели для госслужащих, затем новые правила распространили на работников частного сектора (в компаниях с более чем двадцатью сотрудниками). Также бельгийцам позволили выбирать между четырехдневной и пятидневной рабочей неделей. Количество рабочих часов при этом осталось неизменным: просто у людей появилась возможность трудиться 9,5 часа в течение четырех дней, или восемь в течение пяти.
Тем самым бельгийские власти пытались повысить в стране уровень занятости. По данным Евростата, в третьем квартале 2021 года работа имелась только у 71,4 процента граждан страны в возрасте от 20 лет до 61 года. Данный показатель был ниже среднего значения по еврозоне, которое оценивалось в 73,1 процента.
Многие сотрудники подвержены повышенному стрессу из-за необходимости быть на связи после завершения рабочего дня, заметил в разговоре с «Лентой.ру» директор по персоналу КРОС Дмитрий Дударев. Звонки и сообщения в нерабочее время могут создавать дополнительное давление и мешать полноценному отдыху, поэтому компетентные руководители стараются не злоупотреблять телефонными звонками в нерабочее время, подчеркнул он.
Нарушение баланса между работой и прочими сферами жизни ведет напрямую к профессиональному выгоранию сотрудника, добавил психолог Алексей Сапкин. Особенно стрессогенным такой подход становится для людей, имеющих проблемы с саморегуляцией. Звонки в нерабочее время, на его взгляд, можно рассматривать и как непосредственное нарушение границ сотрудника, и как манипуляцию — начальник пытается получить больше услуг за те же деньги.
Такие звонки должны рассматриваться как нарушение гигиены труда, и в этом смысле право работника не брать трубку должно охраняться точно так же, как, например, у дальнобойщиков в крупных компаниях контролируется режим отдыха в рейсе
Очевидно, что эпизодические звонки с работы не являются большой проблемой и иногда могут даже соответствовать интересам сотрудника (например, предлагают обмен сменами), однако если это происходит систематически, то это повод для пересмотра условий договора и вознаграждения сотрудника, рассуждает психолог. Если договором такое предусмотрено, и сотрудник этот договор осознанно подписал — вопросов к бизнесу или учреждению нет. В остальных ситуациях такая практика должна быть изжита, что постепенно и происходит в деловой среде.
Фото: Jason Reed / Reuters
Сейчас бизнес осознает, что рынок труда все больше приобретает признаки рынка соискателя, согласен с ним Дударев. Это заставляет компании пересматривать подходы к планированию рабочего времени своих команд, поскольку сотрудники уже не так держатся за рабочие места и становятся более требовательны к факторам комфорта. Они охотно переходят туда, где соблюдается баланс между работой и личной жизнью, где нет токсичности в коммуникациях, а руководители ставят задачи по SMART (методике, которую используют для постановки конкретных целей, — прим.«Ленты.ру»).
Проблемой, по мнению эксперта, является тот факт, что конкретные руководители не всегда успевают за тенденциями и требованиями рынка. Это накладывает дополнительную ответственность на HR-подразделения в части обучения и управленческих команд.
По данным опроса платформы для поиска вакансий HeadHunter, в России каждый или почти каждый день с переработками сталкиваются около трети граждан — 29 процентов. Еще четверть (23 процента россиян) признались, что им приходится перерабатывать два-три раза в неделю, и ровно столько же не перерабатывают никогда. Чаще других со сверхурочной работой сталкиваются люди в возрасте от 45 до 54 лет — в этой возрастной категории утвердительный ответ на вопрос о переработках дали 88 процентов опрошенных.
регулярно сталкиваются с переработками в России (по данным опроса HeadHunter)
К слову, зумеры относятся к профессиональной гигиене гораздо ответственнее предыдущих поколений, замечает Сапкин. Они, согласно исследованиям, имеют тенденцию внимательнее относиться к личным границам, а работу рассматривают лишь как одну из сфер жизни, но вовсе не как главную ценность.
Одним из способов восстановить баланс в случае переработок является весомая компенсация. В компании «Сибирский Банный Чан», к примеру, разработали систему дежурств, при которой сотрудники поочередно остаются на связи в выходные дни согласно установленному графику. Одновременно с этим там развивают программы поощрения, к которым относятся и корпоративные поездки, в ходе которых сотрудники могут полностью восстановиться и набраться сил.
В России уже сейчас действует норма, позволяющая работникам быть офлайн после окончания рабочего дня. В рамках поправок в Трудовой кодекс от 2021 года аналогичное право закреплено и для дистанционных работников. Однако на деле ситуация временами складывается иначе: особенно, если речь идет о руководящих должностях или госструктурах.
Не могут позволить себе пропускать звонки и сообщения от начальства вне рабочего времени сегодня двое из трех россиян, следует из опроса, проведенного сервисом по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob. В исследовании задействовали три тысячи трудоустроенных представителей экономически активного населения из разных регионов страны. Большинство — 66 процентов респондентов — заявили, что всегда отвечают на такие звонки, 23 процента дали понять, что делают это время от времени, и только 3 процента не отвечают вовсе. Лишь 8 процентов россиян не сталкиваются со звонками работодателя в нерабочее время.
Фото: Rick Bowmer / AP
Чаще других на связи остаются администраторы, экономисты и снабженцы, реже — дизайнеры и программисты. Работники с зарплатой от ста тысяч рублей также стараются всегда быть в зоне доступа.
Постоянно на связи важно быть SMM-менеджерам, маркетологам, добавила HR и бизнес-партнер компании «Сибирский Банный Чан» Наталья Антропова. Компания ценит личное время своих сотрудников, но ее социальные сети ведутся на ежедневной основе, а коллеги всегда готовы включиться в коммуникацию, заметила она. «Маркетологи также понимают свою зону ответственности и необходимость уделять внимание рабочим задачам даже в выходные. Все сотрудники адекватно реагируют на экстренные сообщения, приходящие в любое время, будь то 11 вечера или 12 ночи», — заверила эксперт.
На связи 24 на 7 обязаны быть пиарщики. Нормальной является ситуация, когда в середине дня компания получает срочный запрос от СМИ с коротким дедлайном. Один раз мне пришлось готовить комментарий, находясь в отпуске высоко в горах с очень плохой связью, в другой раз — также в отпуске в три часа ночи (я была во Владивостоке). Но не вижу в этом ничего плохого — просто такая работа
В списке приведенных профессий не хватает военных, врачей, сотрудников МЧС. Есть очень много непрерывных процессов, которые не могут остановиться в 18:00, заметил в разговоре с «Лентой.ру» руководитель отдела аналитических систем и отчетности компании «Первый Бит» Петр Иванов. «Например, монтажные работы на свадьбе. Они начинаются в 23 часа ночи и длятся до утра», — указал он. Таких примеров, по словам эксперта, очень много. Коллективу его компании в силу специфики работы (организация отвечает за автоматизацию на многих предприятиях) также приходится быть в зоне доступа в любое время. Дежурными сменами это закрывается, но не полностью: кто-то должен обязательно подстраховывать, быть на связи.
Фото: Kim Hong-Ji / Reuters
Наблюдаются и положительные примеры. В IT-отрасли давно устоялась практика, когда акцент в отношениях между сотрудником и компанией сделан не на соблюдении графика работы, а на достижении результата, поделилась директор департамента по работе с персоналом BIA Technologies Юлия Полякова. Например, разработчики списывают часы — не для контроля, а для фиксации количества затраченного времени на конкретную задачу.
Гибкое начало и окончание рабочего дня, когда сотрудник подстраивает график с учетом своих предпочтений и личной жизни, хорошо показали себя во многих сферах, подчеркнула она. «Это удобно: сотрудник может прийти позже, чтобы сходить на школьную линейку или утренник в детском саду, не отпрашиваясь; в то же время иногда бывает необходимо ответить на важный звонок от руководителя и вечером. В конечном итоге выгоду получают обе стороны», — подытожила представитель BIA Technologies.
Примеры, когда работодатели адресуют сотрудникам претензии и применяют к ним дисциплинарные взыскания в случае игнорирования звонков, в России все еще нередки, заметил профессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов. Сложившаяся ситуация, на его взгляд, нуждается в изменениях. Даже в пределах рабочего дня, за час до его окончания сотруднику не должны приходить задания, результат по которым руководитель ждет сегодня. В случае внесения изменений это заставит работодателей более четко планировать рабочий день, уверен спикер.
Сегодня многие руководители трудятся по графику своего часового пояса и ждут того же от сотрудников, даже если они проживают в другом часовом поясе, обратил внимание профессор. Им звонят и пишут в нерабочее время, задействуют для участия в планерках, просят срочно подключиться к решению проблем. Бывает, что людей увольняют за игнорирование звонков начальства в то время, когда в регионе их проживания была ночь. Во избежание таких инцидентов стоит прописать в законе право работников отвечать на звонки в пределах рабочего дня их часового пояса, призвал он.
Фото: May James / Reuters
Однако опрошенные «Лентой.ру» участники рынка усомнились в необходимости дополнительных законодательных ограничений. Задача государства заключается в создании благоприятных условий для развития рынка труда, а не в чрезмерной регуляции, которая может усложнить взаимодействие между работодателем и сотрудником, заметил представитель компании КРОС. Смотреть на проблему только под углом чрезмерных перегибов со стороны работодателей, на его взгляд, неверно: зачастую сами сотрудники ведут себя так, что провоцируют руководителей на нарушение work-life balance.
«В России и так больше праздников, чем в любой стране мира, а дополнительные гарантии, "навеянные" Западом, могут негативно сказаться на производительности труда», — озвучила свой взгляд на проблему руководитель кадровой службы в компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Ольга Борисова. Если допустить тотальное расхолаживание работников, это может существенно усложнить мобилизацию трудовых ресурсов, предупредила она. Намного правильнее создать в компании систему, которая поможет отслеживать признаки выгорания и не доводить ситуацию до критической. Помочь в этом могут профильные комитеты, которые стоит организовывать как на региональном, так и на федеральном уровне, резюмировала эксперт.
Сомнения в необходимости дополнительных санкций для работодателей, мешающих сотрудникам соблюдать work-life balance, высказал и глава комитета Госдумы по труду и соцполитике. Данная тема — вопрос скорее не юридического, а договорного характера: гражданам, не согласным с подходом работодателя, никто не мешает обсудить это напрямую с ним, полагает Нилов. Намного более острым депутат назвал вопрос ненормированного рабочего дня, заметив, что компаниям действительно стоит избегать злоупотреблений в этом аспекте.
Проблема ненормированной работы в нашей стране действительно стоит гораздо острее, солидарна с ним Борисова. На практике работникам, трудящимся сверхурочно, не всегда предоставляется должная компенсация. «С такими злоупотреблениями со стороны работодателей нужно бороться в первую очередь. В частности, требуется ограничить часы в формате сверхурочного труда, чтобы не допустить эмоционального выгорания работников», — предложила она.