В 2024 году «Аэрофлот» завершит масштабный переход на отечественное программное обеспечение, выделив на это 95 процентов своего IT-бюджета — порядка 28 миллиардов рублей. На форуме «Цифровая транспортация» генеральный директор компании Сергей Александровский не только озвучил важные шаги, предпринятые в этом направлении, но и объяснил, как грядущие изменения отразятся на клиентах и работе авиаперевозчика. Какие российские IT-решения уже внедрены, какие международные аналоги были заменены и что нового ожидает пассажиров на борту самолетов — на «Ленте.ру».
Для «Аэрофлота» цифровая трансформация — это не просто переход на новое ПО, а ответ на глобальные изменения и вызовы, с которыми столкнулась российская экономика. Санкции и необходимость адаптироваться к новым реалиям стали катализаторами стратегического решения об импортозамещении. Сергей Александровский, генеральный директор компании, акцентировал внимание на том, что за последние два года авиакомпания увеличила долю отечественного программного обеспечения с 33 до 95 процентов. «Это только начало нашего пути к полной независимости от иностранных технологий», — подчеркнул он.
Особенно важным стало замещение ключевых иностранных систем, которые десятилетиями формировали основу управления полетами и технического обслуживания авиапарка. Американская Sabre FPM и швейцарская AMOS, несмотря на свою долгую историю, уступили место отечественной платформе «Купол». Сергей Александровский отметил ее эффективность, подчеркнув, что система не только сокращает время простоя самолетов, но и улучшает прогнозирование технического обслуживания, что способствует сохранению конкурентоспособности «Аэрофлота» на международной арене.
Фото: «Открытая мобильная платформа»
Людмила Богатырева, руководитель IT-подразделения агентства «Полилог», поддержала выбор компании. «Сегодня российские компании, такие как НПП "Эрлан" и Alaskar, предлагают продукты, которые не только соответствуют мировым стандартам, но и готовы к дальнейшему развитию. Это открывает перед нашей авиацией новые возможности», — отметила она.
Аналитик авиационной индустрии Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт», также выразил уверенность в будущем российской авиации. «"Аэрофлот" уже давно стал одним из лидеров цифровизации среди мировых авиаперевозчиков. То, что компания активно участвует в разработке IT-продуктов, позволит ей еще лучше адаптировать решения под специфические нужды авиаперевозок, что ускорит процесс внедрения и повысит их эффективность», — сказал он.
Переход на отечественные IT-решения затрагивает не только внутренние системы, но и непосредственно работу экипажей. Важным нововведением в этой области станет отказ от iPad в пользу планшетов Fplus Т1100 на базе российской операционной системы «Аврора». Это решение, по словам Сергея Александровского, поможет компании сократить расходы и повысить независимость от зарубежных технологий. «Мы стремимся не только к экономии, но и к созданию платформы, которая полностью отвечает нашим потребностям», — подчеркнул генеральный директор «Аэрофлота».
Сегодня более 7400 планшетов с «Авророй» уже активно используются экипажами «Аэрофлота». Устройства значительно упростили процедуры обслуживания пассажиров и подготовку рейсов, это позволило улучшить взаимодействие с клиентами. К 2024 году количество таких планшетов увеличится до 9000, что существенно повлияет на скорость принятия решений на борту и качество работы бортпроводников. «Это только одна часть широкой программы модернизации», — добавил Сергей Александровский. Он подчеркнул, что постоянное обновление и адаптация ПО для планшетов позволят повысить производительность и гибкость сотрудников, а также оптимизировать время выполнения задач.
Фото: GaudiLab / Shutterstock / Fotodom
Но одно из самых долгожданных улучшений касается пассажиров. В ближайшие годы «Аэрофлот» предложит услугу, которая уже стала стандартом для международных авиаперевозчиков — доступ к Wi-Fi на борту. «Мы активно сотрудничаем с компанией "Бюро 1440", — сообщил Сергей Александровский. — Она разрабатывает низкоорбитальную спутниковую группировку, которая позволит нам обеспечить стабильный интернет на всех рейсах».
Этот амбициозный проект стоимостью 445 миллиардов рублей включает запуск 250 спутников, которые обеспечат глобальное покрытие интернет-услуг. «Мы уже вывели на орбиту шесть аппаратов, и планируем довести их количество до целевой отметки к 2027–2028 годам», — добавил Алексей Шелобков, глава «Бюро 1440». Это новшество позволит пассажирам оставаться на связи на протяжении всего полета, что особенно важно для бизнес-клиентов, которым часто в дороге необходимо работать.
Эксперты сходятся во мнении, что введение Wi-Fi на борту станет важной частью улучшения клиентского сервиса. Игорь Селиванов, аналитик в области авиации, отметил: «Современный пассажир уже не готов мириться с отсутствием связи. Это нововведение укрепит позиции "Аэрофлота" среди международных конкурентов и привлечет новую аудиторию».
Специалист осуществляет техническое обслуживание самолета
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Импортозамещение и переход на отечественные IT-решения — это не временная мера, а часть долгосрочной стратегии «Аэрофлота». «Наша цель — создать инфраструктуру, которая будет не просто соответствовать мировым стандартам, но и прокладывать путь для других российских авиаперевозчиков», — подчеркивает Сергей Александровский. Таким образом, интеграция отечественных технологий в авиационную отрасль имеет потенциал стать движущей силой развития всей индустрии.
Внедрение систем, таких как «Купол» и «Аврора», — это фундамент для будущего, где российские технологии могут играть ведущую роль не только на национальном, но и на международном уровне. «Мы не просто адаптируемся к новым условиям, — заключил генеральный директор «Аэрофлота». — Мы создаем новые возможности для роста и развития, что особенно важно в условиях глобальной трансформации авиационной отрасли».