Ассоциация компаний интернет-торговли 27 августа направила министру цифрового развития Максуту Шадаеву письмо, в котором просит поддержать онлайн-торговлю алкоголем с проверкой возраста через биометрию и инициировать рассмотрение идеи в правительстве, сообщили «Ведомости».
«Возможность верификации по биометрии при онлайн-продаже товаров с возрастными ограничениями, в частности тонизирующих напитков, обсуждается с заинтересованными ведомствами», — заявил представитель Минцифры.
О том, включено ли в этот список товаров спиртное, он не сообщил.
Как пишет АКИТ, алкогольная продукция — это практически единственный товар традиционной розничной торговли, который запрещено продавать через интернет.
Отмечается, что введенный в 2007 году запрет на онлайн-торговлю алкоголем был вполне оправдан — на тот момент не было механизмов контроля за его оборотом, а рынок дистанционной торговли в целом был не развит, говорится в письме.Но сейчас этот запрет соблюдают только добросовестные участники рынка, отмечает АКИТ.
«Современные формы дистанционной торговли позволяют теневому бизнесу при чрезвычайно высоком потребительском спросе на сервис по доставке алкогольной продукции легко обходить существующий запрет вопреки ежедневным блокировкам сотен нелегальных ресурсов», — пишет президент ассоциации Артем Соколов.
По данным АКИТ, в 2023 года незаконные онлайн-продажи спиртных напитков в России составили 80 миллиардов рублей, это на 60 процентов больше, чем годом ранее. По прогнозам организации, в 2024 году этот показатель достигнет 100 миллиардов рублей, писали «Ведомости» 17 сентября. По оценкам НИФИ Минфина, из-за нелегальной торговли алкоголем бюджет России недополучит 253 миллиарда рублей выпадающих доходов за 2023–2027 годы. В письме АКИТ со ссылкой на исследование НИФИ Минфина утверждается, что доля фальсификата, в том числе опасного для жизни и здоровья, в объеме онлайн-продаж алкоголя составляет 53 процента.
Сам рынок онлайн-торговли, отмечает АКИТ, за последние 17 лет увеличился более чем в 300 раз и в 2024 году превысит девять триллионов рублей.
Чтобы эффективно решить проблему, АКИТ предлагает разрешить дистанционную торговлю алкоголем, контролируя процесс с помощью государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных», то есть проверять возраст в интернете с помощью биометрии.Кроме того, использование биометрии для проверки возраста позволит мониторить паттерны приобретения алкогольной продукции в регионах и в стране в целом – сейчас такой возможности у госорганов нет, говорится в письме. В связи с перечисленным ассоциация просит поддержать «предлагаемый подход» и «инициировать его рассмотрение» в правительстве.
Для реализации идеи онлайн-площадки (например, продуктовый ритейл, общепит, маркетплейсы или сервисы доставки) должны будут интегрировать ЕБС: многие компании уже интегрированы с «Госуслугами», объяснил «Ведомостям» представитель АКИТ.Ассоциация обратилась к Шадаеву «в связи с активным общественным обсуждением проблематики использования ГИС ЕБС для идентификации покупателя». В начале сентября вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил профильным ведомствам разработать изменения в законодательстве для верификации возраста покупателей с помощью биометрии для онлайн-продажи товаров с возрастным ограничением, писали «Ведомости» 17 сентября. Но представитель АКИТ утверждает, что письмо не связано с поручением: биометрия и так активно обсуждается в информационном поле.