Определение курса юаня через торги на Мосбирже, а курсов доллара и евро на внебиржевых торгах неэффективно и дает слишком большую разницу между кросс-курсом (определяется через рубль) юаня к доллару и курсом данных валют на Форексе. Об этом «Ведомостям» рассказали опрошенные экономисты.
По их мнению, регулятору надо смириться с ситуацией и оценивать китайскую валюту так же, как американскую и европейскую, то есть по сделкам вне биржи. В противном случае доверие к официальным данным ЦБ будет неуклонно снижаться.
Кросс-курс доллара на прошлой неделе составил 7,36 юаня (падение на 0,67 процента), а на мировом рынке доллар торговался по 7,16 юаня (рост на 0,02 процента). Собеседники издания указывают, что разница возникает из-за слабой связи сегментов, через которые определяется официальный курс.
Представитель регулятора сообщил, что отклонения от мировых курсов наблюдались и ранее, они связаны с фактическим балансом спроса и предложения валюты. По его мнению, курсы ЦБ по-прежнему отражают реальную картину в стране.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев предположил, что ряд контрагентов завершили операции с Мосбиржей к 13 августа, как предполагала первая версия санкций Минфина США против площадки, и теперь для арбитражеров (приводят курсы в соответствие друг другу) стали дороже операции с валютой. Из-за этого ликвидность на бирже и, соответственно, репрезентативность биржевого курса падают.
По его мнению, положение будет усугубляться, потому что текущая лицензия на завершение операций с Мосбиржей действует до 12 октября.
Главный макроэкономист «Ингосстрах-инвестиций» Антон Прокудин считает, что ЦБ лучше было бы использовать один способ для установления курсов основных валют. В свою очередь, главный экономист «Ренессанс капитала» Олег Кузьмин предполагает, что в России формируется система множественности курсов, в рамках которых единственный курс перестает быть показателем состояния рынка, как это было до введения санкций.