В корпоративном конфликте, сложившемся в крупном агрохолдинге, являющимся одним из главных игроков на рынке технической конопли в России, кажется, наступает развязка. Верховный Суд подтвердил незаконность действий одного из совладельцев компании Романа Белоусова, тем самым утвердив управленческую состоятельность второго акционера Евгения Скигина. На момент подготовки статьи Роман Белоусов, как стало известно «Ленте.ру», объявлен в федеральный розыск. Что сейчас происходит с агрохолдингом, – в материале издания.
«Разыскивается по статье УК», – такая информация содержится на сервисе МВД РФ «Внимание, розыск». Речь о Романе Белоусове - совладельце агрохолдинга «Коноплекс» и теперь уже бывшем партнёре основателя компании Евгения Скигина. Экс-компаньон Скигина сперва провел сделку по продаже долей одной из дочерних компаний холдинга, утаив этот факт, а затем провел собрание участников, изменил устав и стал ключевым лицом фирмы. Все это признал недействительным сперва Арбитражный суд города Москвы, а затем и Верховный суд РФ.
Компания «Коноплекс» с уставным капиталом в 10 миллионов рублей учреждена в 2015 году бизнесменами Евгением Скигиным, через кипрскую Konoplex Limited, и Романом Белоусовым. Каждому из них организация принадлежала на 50 процентов. Причем единственным инвестором выступал Евгений Скигин, а партнерство Романа Белоусова заключалось в реализации управленческой функции. Производство предприниматели разместили в Пензенской области. Вскоре у компании появились дочерние структуры – «Коноплекс Продукты Питания», «Коноплекс Пенза», «Коноплекс Агро», УК «Коноплекс», а селекционный процесс и инновации в переработке были сосредоточены в созданном группой компаний Центральном научно-исследовательском институте промышленности и сельского хозяйства (ЦНИИПСХ). В 2022 году компания являлась одним из крупнейших производителей технической конопли в стране с площадью сева до 3 тысяч гектаров. Важно отметить, что речь идет именно о промышленной сельскохозяйственной культуре, которую в России можно выращивать и перерабатывать на законных основаниях.
Бизнес процветал. В 2020 году была запущена линия по производству масла мощностью до 15 миллионов бутылок в год, а к концу 2021 года завершился монтаж и пуско-наладка линии высококлассного конопляного волокна. Агрохолдинг планировал развивать и глубокую переработку конопли, в частности производить целлюлозу, и 30 декабря 2020 года Минпромторг заключил с «Коноплекс» 49-летнее концессионное соглашение о создании инновационного производства с объемом инвестиций 3 миллиарда рублей.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Акционерный конфликт начался в ноябре 2021 после продажи Романом Белоусовым в личных интересах 10 процентной доли в дочерней структуре «Коноплекса», она прошла по завышенной цене. После этого Роман Белоусов попытался отстранить Евгения Скигина от управления компанией, провел собрание акционеров, на котором от своего имени и в качестве доверенного лица второго владельца кипрской компании «Коноплекс Лимитед» назначил себя председателем собрания, утвердил устав и новую структуру общества, избрал подконтрольный совет директоров. «Сотрудников принуждают к увольнению, вовремя не выплачивают зарплаты. Обязательства по поставочным контрактам не выполняются. В целом конфликт, начатый моим партнером, ведет к деградации и как последствие — ликвидации инновационного и успешного ранее бизнеса», – рассказывал год назад «Ленте.ру» Евгений Скигин.
Изолировав второго акционера, являющегося единственным инвестором группы компаний, Белоусов даже попытался воспользоваться осложненной международной обстановкой и западными санкциями, то есть обостренной темой вокруг иностранных инвесторов. В ответ на это Евгений Скигин обратился в суд.
Арбитражный суд города Москвы 6 февраля 2023 года признал недействительными решения общего собрания участников. «Белоусов действовал исходя из собственной выгоды, поскольку как генеральный директор единоличного исполнительного органа он получил больший объем полномочий по распоряжению имуществом, в том числе дочерних компаний, по заключению и одобрению крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Кроме того, при принятии решения об изменении Положения о совете директоров и увеличении численности его членов, Белоусов также действовал в собственном интересе, поскольку расширение количественного состава Совета директоров и назначение иных лиц позволило создать для Белоусова возможность созыва Совета директоров и принятия им необходимых Белоусову Р.О. решений без участия Скигина Евгения, представляющего интересы истца как директор», – говорится в решении суда.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Суд отметил, что проблематикой спора не является вопрос действительности доверенности. А вот, чью волю и интересы изъявлял Роман Белоусов, голосуя по доверенности, этот вопрос и потребовал разбирательств. Цель и задача доверенности – действовать в интересах доверителя, а не в личных. Разъяснения Пленума Верховного Суда подтверждают, что при возникновении спора о действительной воле сторон суд исходит из текста документа.
Доверенность была выдана на директора иностранной компании Белоусова Романа, что означает, что двое других директоров (всего их в компании трое) делегировали третьему директору право принимать самостоятельные решения в их отсутствие, поскольку некоторые действия (как, например, и сама доверенность, подписанная всеми тремя директорами) могли быть совершены только совместно, то есть, действовать по совместной доверенности от лица всех директоров он мог исключительно как директор, а не как физическое лицо. Именно как директор он имел право по этой доверенности определять, что представляет интересы компании и как голосовать.
Однако в момент совершения оспариваемых действий Белоусов Роман уже был исключен из состава директоров иностранной компании «Коноплекс Лимитед», получается, что он не мог принимать решения от ее имени, поскольку утратил должностные полномочия. При этом оба суда согласились, что право являться представителем по доверенности как физическое лицо, он сохранил, но обязан был, являясь представителем по доверенности как физическое лицо, да еще и в условиях корпоративного конфликта, заручиться волеизъявлением доверителя.
Доверенность не дает права доверенному лицу действовать вопреки воле доверителя. А доверителем еще месяцем ранее в деловой переписке в адрес Белоусова от «Коноплекс Лимитед» было высказано недоверие как управленцу группы компаний «Коноплекс» по причине выявления убыточных сделок для ООО «Коноплекс». А еще за полторы недели до голосования направлено срочное требование о созыве внеочередного общего собрания о снятии Белоусова Романа с должности генерального директора в связи с недоверием ему.
Поэтому голосование Белоусовым Романом по доверенности за продление своих полномочий и избрание себя на новый срок, а также расширение своих полномочий по управлению обществом и назначение своих аффилированных лиц в совет директоров прямо противоречили воле доверителя. То есть, 16 августа он, получив требование, назначил собрание по вопросу снятия себя с должности на 23 сентября, а 26 августа провел другое собрание, в котором сам себя выбрал на новый срок и расширил полномочия от имени обоих собственников.
Заведомое понимание незаконности этого собрания не остановило Белоусова, который намеревался взять под контроль предприятия и оставить себя единственной полноправной фигурой в управлении. На его сторону встали апелляционная и кассационная инстанции. А тем временем в результате действий Белоусова одно дочернее общество по инициативе налоговой уже находится в процедуре банкротства, а другие дочерние общества пребывают в предбанкротном состоянии, имея исполнительные производства по налогам, сборам и оплате поставщикам и подрядчикам на несколько десятков миллионов рублей.
Для доказательства недобросовестности намерений Романа Белоусова «Коноплекс Лимитед» обратился с жалобой в Верховный Суд, который согласился, что апелляция и кассация не учли нарушение Белоусовым правил о представительстве и решении собраний. «Следует признать правомерными выводы суда первой инстанции о том, что решения общего собрания участников общества, являющиеся предметом оспаривания по настоящему делу, существенно нарушают права и законные интересы компании «Коноплекс Лимитед», поскольку при их принятии Белоусов Р.О. действовал недобросовестно, и, соответственно, о наличии предусмотренных пунктом 3 статьи 182, пунктом 2 статьи 174 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 43 Закона № 14-ФЗ оснований для признания оспариваемых решений недействительными», — подчеркнула судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда, а затем отменила апелляционное и кассационное постановления и оставила в силе решение первой инстанции.
Фото: Gleb Garanich / Reuters
«Группа компаний «Коноплекс» - российский агропромышленный холдинг, занимающийся выращиванием и переработкой технической конопли, а также научно-исследовательской деятельностью, связанной с селекцией и семеноводством культуры», – говорится на сайте производителя. Последнему сам Евгений Скигин уделяет пристальное внимание, считая, что в нынешних условиях селекция - один из основных факторов глобальной конкурентоспособности российского АПК, и наиболее перспективное и надежное средство повышения урожайности. Именно селекция может обеспечить до 50 процентов прироста урожая, к тому же это самый капиталоемкий инструмент в области научных и лабораторных испытаний со сроком окупаемости 5 лет.
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Сейчас Евгению Скигину предстоит большая работа, ведь учитывая текущие судебные акты о совершении убыточных сделок для «Коноплекс», утрате активов, полной остановке действующего предприятия и продажу активов компании за бесценок – говорить о том, что эти два года у агрохолдинга был сильный менеджмент и курс на увеличение стоимости группы компаний, не приходится.
«Главное для бизнеса, в том числе социально ориентированного, — прибыль. Экологически дружественная стратегия помогает лучше зарабатывать, – говорит Евгений Скигин. – Вторая составляющая социально ответственного бизнеса — критический минимум добросовестного участника рынка, а именно: обеспечить безопасность труда, обучить персонал, наполнить социальную сферу, защитить окружающую среду». Таким видит возможное развитие бизнес-проектов Скигин в России, и таких принципов придерживается сейчас.