Переход активов группы компаний «Ариант» под контроль государства стал одним из главных событий на российском агропромышленном рынке в этом году. Смена собственника не могла не сказаться на работе компании. За несколько прошедших с этого момента месяцев ситуация должна была бы стабилизироваться, но уже говорят о падении урожая, проблемах с финансированием и кадрами. Что происходит с одним из лидеров отечественного виноделия после национализации, — в материале «Ленты.ру».
Группа компаний «Ариант» была создана в 1990-е годы акционерами Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) Юрием Антиповым и Александром Аристовым. Агропромышленный бизнес начинался с переработки мясной продукции на предприятиях в Челябинской области. Впоследствии стали активно развивать сельскохозяйственное направление. В 2003 году в состав группы вошла винодельня «Кубань-вино» с производством полного цикла. Речь шла не просто о розливе вина и игристого, но и о развитии виноградников. В агрофирму «Южная», которая была создана на базе крупного советского предприятия в 2003 году, входила треть виноградников всего Краснодарского края. Среди известных брендов, которые можно было увидеть на полках магазинов во многих городах страны, были Aristov и Chateau Tamagne.
В 2020 году активы группы были разделены, сельскохозяйственный бизнес, включавший в себя «Кубань-Вино», «Южную», агрофирму «Ариант» (занимавшуюся производством комбикормов, разведением свиней, производством и реализацией мясной продукции), предприятие по производству алкогольных и безалкогольных напитков, достался Аристову, который передал его в совместное управление дочери Елене и ее мужу, Александру Кретову, бывшему депутату Госдумы и экс-гендиректору агрофирмы «Ариант». Последний в интервью 74.ru в ноябре 2020 года рассказал, что Аристов, которому на тот момент был 71 год, больше никак не участвует в оперативном управлении.
Оператор свиноводческого комплекса «Ключи» подразделения ООО «Группы компаний Ариант» регулирует подачу корма в отделении молодняка . Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости
Компании, входившие в группу, продолжали развиваться. Так, по итогам 2023 года чистая прибыль агрофирмы «Ариант» составила 0,92 миллиарда рублей при выручке 16,7 миллиарда, агрофирма «Южная» показала чистую прибыль в 3,9 миллиарда рублей при выручке в 6,2 миллиарда, у «Кубань-Вино» чистая прибыль достигла 13 миллионов рублей с оборотом 13,4 миллиарда, а самым прибыльным был «Центр пищевой индустрии — Ариант»: выручка — 3,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 85 миллионов рублей.
Ситуация кардинально изменилась в феврале этого года. На фоне претензий Генпрокуратуры к различным бизнесменам по поводу приватизации 1990-х вопросы возникли к бывшему партнеру Аристова Юрию Антипову, раздел бизнеса с которым произошел около пяти лет назад. Речь шла об акциях ЧЭМК, который, по данным надзорного ведомства, попал под контроль резидентов недружественных государств. Суд требования Генпрокуратуры удовлетворил.
Но в дальнейшем прокуроры, несмотря на раздел активов между Антиповым и Аристовым, распространили свои претензии на бизнес группы «Ариант» и подали иск против Аристова. Дело решалось в арбитражном суде Челябинской области. 5 апреля он согласился с доводами Генпрокуратуры и решил изъять в пользу государства «Кубань-Вино», «ЦПИ-Ариант», агрофирмы «Южная» и «Ариант». В конце мая все эти предприятия перешли под управление структуры Россельхозбанка — «РСХБ-Финанс». Рассмотрение прошло в рекордно короткие сроки, на изучение 25 томов дела у ответчиков было три дня, указывали юристы «Арианта», а физических лиц не известили о привлечении в качестве ответчиков. «Ариант» направил жалобу на само решение Челябинского суда и процедурные особенности рассмотрения дела, которые ответчики считают незаконными.
Смена собственника не могла не сказаться на работе — все договоренности заключало прежнее руководство. Новый менеджмент план развития предприятий публично не представлял. В пресс-службе «Кубань-вино» 19 июля признали, что сейчас «время перемен», однако заверили, что компания «отважно и профессионально справляется с возникшими вызовами».
Однако, как рассказывала «Газета.Ru», у «Кубань-вино» возникли проблемы с контрактами на поставку импортного оборудования. Речь идет о том, что агрофирме «Южной» были нужны запчасти к виноградоуборочным комбайнам, которые компания приобретала с 2003 года. О какой конкретно технике идет речь, данных нет. Однако известно, что в 2019 году «Южная» использовала комбайны от французских Gregoire и Pellenc, немецкой ERO, американской NewHolland, а также технику от итальянской Same Deutz-Fahr Group. Если с частной компанией на фоне санкционного давления были варианты с его приобретением за рубежом, то теперь ситуация радикально изменилась. Государственный Россельхозбанк находится под санкциями, а отгрузка иностранного оборудования российскому государственному предприятию попадает под усиленный надзор.
Александр Аристов. Фото: Родион Платонов / Коммерсантъ
Возможное импортозамещение в отрасли у специалистов пока вызывает скепсис. Учредитель Vine&Wine Consulting Леонид Фадеев, например, в интервью 2022 года указывал, что говорить о российском производстве необходимого оборудования можно будет только к 2030 году. «Технологическое оборудование мы закупали в двух основных винодельческих странах — это Франция и Италия. Весь серьезный костяк технологий, которые есть в винодельческой отрасли, идет из этих двух стран — тракторы, различные агрегаты, линии приемки, прессы, емкостной парк, бочки, линии розлива и фильтрационное оборудование. В России сегодня производят пока только емкости из нержавеющей стали и очень лимитированное количество дубовых бочек. Этого вообще не хватает», — заявил он.
Сегодня площадь виноградников агрофирмы «Южная» составляет более 9 тысяч гектаров. В этом году предполагается, что общий объем собранного урожая сократится с 108,9 тысячи тонн до 85-90 тысяч. Причиной называется аномально жаркое даже для Краснодарского края лето.
Проблемами с виноделием дело не ограничилось. 12 июля, по информации РБК, «Центр пищевой индустрии — Ариант» направил письмо в сеть «Красное & Белое» о намерении приостановить производство на заводе в Челябинске, где, помимо игристого, разливали по два сорта рома и виски, ликеры, настойки, а также слабоалкогольные напитки.
Отбор проб для исследований в технологической производственной химико-микробиологической лаборатории винодельни «Кубань-Вино» в Краснодарском крае. Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
Причинами были названы как проблемы с получением новых кредитов, так и отсутствие необходимого объема финансирования производственной деятельности из-за длительного периода обеспечительных мер, наложенных арбитражным судом Челябинской области. В результате производство пришлось осуществлять на остатках запасов сырья и материалов, а гасить долги в размере 873 миллионов рублей за счет изъятия денег из оборотных средств. Под вопросом оказался запуск и еще одного завода по производству алкоголя, для которого необходимы в том числе поставки зарубежного оборудования.
Как рассказал «Ленте.ру» источник, близкий к «Центру пищевой индустрии — Ариант»: «Увольнение руководства, которое реализовывало план изменения работы предприятия на фоне повышения акцизов на спиртное, привело к проблемам с согласованием рецептур и вынудило начать новые переговоры с дистрибьюторами, что привело к снижению продаж в два раза по сравнению с плановыми показателями».
В Россельхозбанке при этом утверждали, что источники финансирования для «ЦПИ-Ариант» есть. По словам собеседника «Ленты.ру», «нынешнюю продуктовую линейку планируется менять в том числе за счет торговых марок сторонних заказчиков. Также речь идет о безалкогольных напитках, доля которых в производстве должна составить от 30 до 40 процентов объема выпуска. В ассортименте "ЦПИ-Ариант" они были: минеральная вода, сильногазированные напитки».
Агрофирма «Ариант» до национализации входила в топ-15 производителей свинины в России с объемом производства 95 тысяч тонн в год. Общее поголовье составляло порядка 650 тысяч свиней, причем в компании указывали, что часть поросят особо ценных пород завозили из-за рубежа — из Канады. Компания развивала собственную сеть магазинов под маркой «Ариант». Всего речь идет о 67 торговых точках в различных населенных пунктах Челябинской области.
Механизированная уборка винограда в агрофирме «Южная» — крупнейшем виноградарском предприятии России, сырьевой базе винодельни «Кубань-Вино» . Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
После национализации агрофирмы к ее управлению привлекли «Башкирскую мясную компанию» (БМК). Генеральным директором ГК «Ариант» стал депутат Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Ринат Зайнуллин, который занимал аналогичную должность в БМК. Издание «Правда УрФО» в конце мая сообщало, что новые управленцы сменили весь топ-менеджмент и «вели работу с коллективом».
С коллективом проблемы возникли в начале августа — глава профсоюза агрофирмы «Ариант» Ирина Присяжнюк сообщила, что в поселке Красногорском (именно там находится свинокомплекс) ее и коллег не пустили на рабочие места. По словам Присяжнюк, новое руководство в начале июля заявило о досрочном прекращении срока действия коллективного договора и от дальнейших переговоров отказалось.
В Федерации профсоюзов Челябинской области случившееся посчитали нарушением трудового договора и попросили прокуратуру провести проверку в отношении Зайнуллина и по итогам аудита наказать виновных.
В свою очередь, Зайнуллин заявил изданию URA.RU, что коллективный договор действовал до 11 июля, поскольку 10 апреля агрофирма «Ариант» перешла в собственность государства, а соглашение с профсоюзом действовало три месяца с этого дня. В профсоюзе же считают, что поскольку поменялся собственник, а не форма собственности, все осталось по-прежнему, а потому договор, как и прежде, действует до октября. В профсоюз «Арианта» входят около двух тысяч человек.