Правительством России определены параметры концессионного соглашения о строительстве первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург.
Участниками проекта выступают субъекты России, по территории которых пройдет высокоскоростная линия, РЖД, синдикат российских банков, включая Сбер, а также ЗАО «Лидер». Для финансирования проекта предусмотрены средства из Фонда национального благосостояния.
Магистраль протяженностью 679 километров охватывает шесть регионов: Москву и Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Ожидается, что после ее запуска пассажиропоток между городами в зоне притяжения увеличится в четыре с лишним раза и достигнет 23 миллиона человек к 2030 году.
Из Москвы в Санкт-Петербург можно будет добраться за 2 часа 15 минут. Из Великого Новгорода до Северной столицы — за 29 минут, это в шесть раз быстрее, чем сейчас. Время в пути между Тверью и Москвой сократится более чем в полтора раза — до 39 минут. В ходе реализации проекта будут применяться отечественные разработки и оборудование.
«Для нас большая честь участвовать в настолько масштабном, высокотехнологичном и стратегически значимом для всей страны проекте, как ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Значимые эффекты от такой магистрали очевидны: это мощный драйвер развития машиностроения, туризма и многих смежных индустрий. Это новое качество жизни для миллионов людей, когда путь между двумя столицами занимает всего два часа с небольшим. Экономический вклад ощутят и регионы, через которые будет пролегать магистраль: образуются индустриальные кластеры, появятся новые рабочие места, пополнятся налоговые взносы в бюджет регионов от местных строительных компаний. Проект повлияет на переустройство транспортного облика целого ряда городов и регионов. А главное, позволит локализовать на 100 процентов технологии строительства поездов и магистрали в России, открыв дорогу строительству второй и третьей очереди ВСМ на Урал и на юг. При этом Сбербанк не только софинасирует проект, но и наша Лаборатория дизайна совместно с нашими партнерами РЖД разрабатывает концепцию внешнего вида и интерьера самого современного поезда в России. Реализация этого проекта также открывает новые возможности для инноваций в части цифровизации железнодорожного транспорта и максимального импортозамещения ― в проекте будут задействованы самые передовые отечественные технологии, которые не только обеспечат безопасность перевозок, но и повысят экологичность транспорта, снизят углеродный след. Уверен, что российская ВСМ станет одной из самых современных, безопасных и комфортных в мире», — отметил президент, председатель правления Сбера Герман Греф.
Всего в России планируется запустить несколько высокоскоростных магистралей. Ожидается, что Москву свяжут новыми линиями с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Адлером, Рязанью и Минском.