Срочные новости раздела
Дирижер Клевицкий – о Силантьеве и Пахмутовой: «Исправлял ей ошибки»

Дирижер Клевицкий – о Силантьеве и Пахмутовой: «Исправлял ей ошибки»

- Александр, вы столько лет возглавляете Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева. Это случайность или вы действительно мечтали о работе в оркестре?

- Эстрадную музыку я полюбил еще в детства. Тогда оркестр Юрия Васильевича Силантьева практически не сходил с экранов, постоянно звучал на радио. И по вечерам, когда я ложился спать, я мечтал о будущем и представлял себе, как я стану… дирижировать этим оркестром. Не поверите, но я всегда был уверен, что так будет! Причем именно знал, а не фантазировал.

- И что же вы почувствовали, когда это произошло?

- Так получилось, что мой путь в музыке был очень непростым. Сначала меня выгнали из капеллы мальчиков за детские шалости и не дали рекомендацию, поэтому я не мог поступать в консерваторию. Думал поступать в ГИТИС, потом в полиграфический институт. В итоге окончил Институт культуры. А дирижером я стал в армии. Потом был довольно долгий перерыв, сложный путь. Но в итоге я оказался там, где должен был оказаться. И это работа – огромная и очень дорогая мне часть моей жизни. Но в начале, конечно, дрожь в коленках была. Пришлось много учиться, даже поступил в 67 лет в Консерваторию (потому что по образованию я был хоровым дирижером) и, похвастаюсь, закончил ее с красным дипломом! 

- Вы не застали Юрия Васильевича Силантьева?

- Нет, к сожалению, не застал, но, надеюсь, смог сохранить ту традицию, которую мне передали музыканты, с ним работавшие. Это был выдающийся музыкант! 

- Наверняка вам рассказывали о нем какие-то истории?

- Их было множество! Юрий Васильевич был очень острым на язык. Как-то у оркестра была запись в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, куда впервые был куплен многоканальный магнитофон. И вот они все отрепетировали, какие-то партии с музыкантами отработали, и Силантьев поворачивается к звукорежиссеру, сидевшему за стеклом, и говорит: «Коля, включай свой башлемет!» А Александра Николаевна Пахмутова рассказывала, как приносила Силантьеву свои первые партитуры, и он исправлял ей ошибки.

- Он ей?

- Да! И когда он находил какую-то ошибку, он обводил ее красным карандашом, делал стрелочку на поля и писал «10 р.». Это, конечно, была шутка, и никаких денег он с Александры Николаевны не брал, но у меня до сих пор попадаются партитуры, помеченные рукой Юрия Васильевича с такими вот «10 р.»! 

А еще забавный случай вспомнился, как на конкурсе «Красная гвоздика» к Силантьеву подошел Марк Минков, который никак не мог дождаться своей очереди на прогон. Он спросил: «Юрий Васильевич, а вы будете  репетировать мою песню?». Силантьев ответил: «Маркуша, не переживай, мы будем репетировать  твою песню ровно столько, сколько она звучит!»    

- Сегодня оркестр им. Силантьева исполняет и классическую музыку, и киномузыку, и джаз – совершенно невероятный репертуар. А какие концертные программы, исполненные с оркестром Силантьева, вам лично особенно дороги?

- Да, к юбилею мы пришли с высоко поднятой головой! И да, оркестр сегодня абсолютно универсален, для него не существует никаких границ. У нас даже есть шутливый девиз «В любых тональностях для любых национальностей»! Но, это конечно, мы так шутим. А если говорить о любимых программах, то мне особенно дороги ещё не сыгранные программы, которые мы только сейчас готовим и репетируем, которые рождаются сейчас. Всё сыгранное – оно уже существует, оно уже прозвучало, оно уже родилось. Так что любимой программы как таковой у меня нет, но есть отдельные любимые произведения – увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», увертюра к «Укрощению огня» Андрея Петрова…

- Говорят, оркестр – это тот же инструмент, но каждая нота – отдельная личность, человек со своими амбициями и желаниями. У вас дружный оркестр?

- Да мы очень дружны, очень бережно относимся друг другу, у нас не бывает ссор и интриг. Я считаю оркестр своей семьей. Я знаю про членов своей команды абсолютно всё, я для них старший товарищ, более опытный в силу возраста. Мне нужно, чтобы каждый из них отдавал свою энергию по максимуму. Достигаю я этого самыми разнообразными способами, но чаще всего призывами, зачастую в шутливой форме. Но музыканты уже ко мне привыкли и понимают, чего я от них жду. Я иногда стою за дирижёрским пультом, и мне хочется себя ущипнуть: «Неужели это мой оркестр так играет?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...