Срочные новости раздела
Подвиг музейного работника показали в Пушкинском музее

Подвиг музейного работника показали в Пушкинском музее

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В ГМИИ им. А.С. Пушкина рассказали о жизни музея в годы Великой Отечественной, сделав акцент на подвиге своих сотрудников. Ученые, реставраторы и хранители — те люди, благодаря которым мы можем по сей день любоваться богатством Пушкинского музея и изучать его, ведь именно они тогда бережно паковали, прятали, перетаскивали экспонаты в укромные места. Порой это стоило им жизни. И эта экспозиция — дань памяти защитникам культуры, с одной стороны, а с другой — низкий поклон тем, кто в условиях современной ситуации отстаивает культурное наследие.

108 тысяч экспонатов в начале войны удалось вывезти в Новосибирск и Соликамск — просто представьте себе масштаб работ по подготовке предметов к долгой дороге! Но в стенах музея оставалось еще 267 тысяч единиц… Для сотрудников была одна задача: сохранить, спасти. Все, что можно было передвинуть, перенести, размещали в подвалах, убирали от окон. А для тех экспонатов, что оставались в залах по разным причинам, придумали специальную систему защиты.

Не только спасали, но и продолжали заниматься выставочной деятельностью в стенах Пушкинского. Выставки, которые здесь проводились в годы Великой Отечественной, здесь фрагментарно реконструировали. В 1941 году здесь открылась экспозиция под названием «Героическое прошлое русского народа». Сохранилась афиша выставки, которую здесь тоже показывают — от нее бегут мурашки по коже. В такие непростые и страшные годы люди люди продолжали обращаться к искусству. 

Еще одна выставка, которую здесь тоже отчасти воссоздали, — «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», которая проходила в стенах музея в 1942 году. Ее посвятили героической обороне Ленинграда. Музей, который и сам пострадал от вражеских налетов, принял произведения героических художников, которые в своих работах зафиксировали, как город отстаивал свою свободу и сражался в годы блокады. Здесь приводят цитату из письма Елены Смирновой, сотрудницы Пушкинского, которая участвовала в подготовке выставки: «…Мне жаль, что вы не видели выставки ленинградцев. Они работали в нечеловеческих условиях и дали образ чудесного города в его печали и разрушениях. К сожалению, ряды ленинградских художников очень поредели. Уже нет в живых Шиллинговского, Билибина и ряда других…». Позднее работы передали в Русский музей, а спустя 83 года снова прибыли в Москву, чтобы воссоздать хотя бы частично ту атмосферу Пушкинского музея…

«Это реконструкция выставки 1942 года, самых тяжелых лет Великой Отечественной войны, когда в музее продолжалась жизнь. И к ней был маленький каталог, который мы тоже воссоздаем. Мне кажется, что очень важно и нужно помнить, знать и видеть, что жизнь продолжается всегда. И всегда победа будет за нами», — комментирует этот раздел выставки Ольга Галактионова, директор Пушкинского музея.

Сложно представить себе, но музейная жизнь поддерживалась в нечеловеческих условиях, когда зимой температура в залах опускалась до -15 градусов, работать продолжали, несмотря на не отпускающее чувство голода. Тяжеленные экспонаты носили на руках, и это при том, что большинство сотрудниц — женщины. Кропотливым трудом спасали каждую единицу гигантской коллекции. Взять одни только вазы: чтобы их спасти, вазы заполняли рваной бумагой, затем оборачивали тоже в бумагу. Во впалости на поверхностях ваз вкладывались подушечки из мятой бумаги, а затем в ход шла специальная негигроскопическая вата, которой оборачивали вазы в финале. Вся «капуста» перевязывалась бечевкой. И это при невероятном дефиците бумаги…

Эвакуированные экспонаты тоже требовали досмотра и ухода, поэтому и в города, куда увезли наследие, уехали сотрудники Пушкинского. Реставратор Михаил Александровский вспоминал, как в Новосибирске экспонаты из московских музеев разместили в Театре оперы и балета:

«Помещения для хранения экспонатов — верхние и нижние фойе театра — были очень хорошими, светлые и просторные… Ящики номерами наружу составили группами через проходы, каждый музей отдельно. Установили круглосуточное дежурство. Однажды в свое дежурство шел по проходу и вдруг увидел около одного ящика из нашего музея потеки влаги на полу. Ящик этот был оцинкован, но не запаян, а окантован. Покачал — услышал плеск. Вскрывать ящики не разрешалось. Запросили Москву, получили разрешение на просмотр всех экспонатов…».

В ящики попала дождевая вода. Оказалось, что 2-3 ящика из тех, что привезли, попали под ливень. Обнаружили воду спустя несколько дней, но все обошлось: «Не назову всех вещей из пострадавшего ящика, но помню, что в нем был натюрморт Шардена «Атрибуты искусства»…». И натюрморт этот тоже есть на экспозиции. Целый и сохранный.

Больно смотреть на израненный музей. В 1944 году знаменитый фотограф Николай Свищов-Паола сделал ряд снимков, который фиксировал разрушения музея, пострадавшего во время авианалетов на Москву. Но на фотографиях отображена не только трагедия музея, но и его восстановление — процесс реставрации.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...