Срочные новости раздела
Вечное наследие Николая Губенко: необыкновенно творческий, любящий, непримиримый

Вечное наследие Николая Губенко: необыкновенно творческий, любящий, непримиримый

Он начинал с Таганки, с самого начала, когда учебный курс Юрия Любимова превратился в театр. И почти сразу стал суперзвездой, главным артистом там, премьером. Лучшие, первые роли все его. Любимов так в него верил, а он в Любимова. Но у Николая Губенко всегда была потаенная мечта — снимать кино. Поэтому всего лишь через 4 года, в 1968-м, несмотря на всю свою успешность, он покинул театр и ушел учиться на режиссера. А его место на Таганке, которое пусто не бывает, занял другой человек, бессмертный, Владимир Высоцкий.

Всего Губенко снял 6 фильмов, а вот эти, уже названные, самые лучшие. «Подранки» — это о себе. Ведь он, дитя войны, родившийся в 41-м в Одессе под бомбежками, лишился сразу и отца, и матери. Отец, летчик, погиб на фронте, а мать немцы повесили за то, что отказалась на них работать. Так Коля попал в детский дом, где были точно такие же дети, оставшиеся без родителей. И вот об этом «Подранки». Это так пронзительно, до слез, до боли, и всегда смотришь как в первый раз. «И жизнь, и слезы, и любовь» — тоже дом, но для престарелых. Про стариков, про осень их жизни, про усталые, но бессмертные души, готовящиеся уже туда, ввысь. Про тишину и суету, даже на старости лет. Про олимпийское спокойствие великолепного возраста и юношескую страсть в этих хлипких телах. Вообще, про отношение к своим старикам…

«Из жизни отдыхающих» — это уже Чехов в наше время. Здесь слышны его интонации, разговоры вроде бы по пустякам. И легкая эйфория сообщества, сосердечия вроде бы случайных людей, оказавшихся тоже в одном доме, в доме отдыха. Да, в бархатный сезон где-то в Ялте, и опять дух Чехова…

Все это кино Николая Губенко атмосферное. По-моему, я узнаю его с двух нот, с двух кадров, и сразу видно, слышно, на ощущении — это снял Губенко. Его отличительная черта — именно замкнутое пространство, где обитают люди. В «Подранках» — маленькие люди и их воспитатели, там так чувствуется вот это сразу же послевоенное ощущение, драма потерь, резкое взросление этих маленьких людей, непримиримых. Еще отличительная черта — Губенко очень любил прибалтийских артистов, поэтому снял у себя в главных ролях и Будрайтиса, и Адомайтиса. Правда, говорят они его голосом, губенковским, мы же слышим. (На самом деле своим голосом прибалтийский артист говорит в советском кино крайне редко — разве что Банионис в «Берегись автомобиля» Рязанова, ну, тот самый пастор: «Одни верят, что Бог есть, другие, что Бога нет, и то и другое недоказуемо».)

Еще вот по каким нотам можно узнать Губенко: там почти всегда играла его любимая Жанна Болотова. И каждая такая роль — это его объяснение в любви ей, вот так. Помню, в первый раз я смотрел «Подранки» в возрасте того самого мальчика Лёши Бартенева. И когда на уроке дети поменяли чучело вороны на настоящую птицу и героиня Болотовой, учительница, упала в обморок, вот он подходит к ней и так смотрит на нее влюбленными глазами. Помню, я точно так же его глазами смотрел на Болотову. А еще там есть кадр, где Жанна загорает на крыше топлес и маленький Лёша через окно видит ее. О, какие же это ощущения, чувства — великая красота!

Губенко очень любит своих артистов (а «любил» — так, в прошедшем времени, даже невозможно сказать), поэтому у него с удовольствием играли, и не один раз, и Наталья Гундарева, и Евгений Евстигнеев, и Георгий Бурков… А еще Ролан Быков, Александр Калягин, Пётр Щербаков, Сергей Мартинсон и даже Иван Козловский…

После смерти Высоцкого и отъезда Любимова за границу на Таганке случилась трагедия — умер великий Эфрос, назначенный главным режиссером Таганки. И вот тогда пригласили Губенко, это было его возращение в театр. Труппа просто требовала, просила, умоляла, чтобы стал именно он, свой до мозга костей. И Губенко пришел, покинул свое кино, восстановил все спектакли Юрия Любимова. Да, уже стало можно, перестройка, год 1987-й от Рождества Христова. Он всегда был на связи с Любимовым, был проводником его в главном театре своей жизни. Он и пригласил Любимова назад в СССР (пусть пока только на 10 дней, пусть и с согласия Горбачева). Учитель и ученик. Все это время Любимов жил в квартире Губенко и Болотовой, да. А сам он стал тогда министром культуры, но все равно играл на Таганке. И это было прекрасно: они, любимовские почти что кровные дети, его дождались-таки, через все жертвы, все скандалы и всю их любовь к мэтру.

Однако потом случилось страшное. Есть документальные кадры того собрания, где учитель и ученик уже ненавидят друг друга, ругаются вдрызг, и каждый проклинает каждого. А повод простой: Любимов там на Западе принял для себя контрактную систему, служение, игру, одухотворение по контракту. Ничего особенного, так делает весь мир. Но Губенко, примкнувший к нему Леонид Филатов и еще многие посчитали, что это как-то не по-русски, не по-советски. Вот так и начался, произошел конфликт, раздрай, раздел театра. А в общем — его умирание, ибо театр, как правило, живет 15 лет и не больше. Получилось две Таганки, но никому от этого лучше не стало, здесь как раз минус на минус не дал никакого плюса. Время Таганки ушло.

А Николай Николаевич ушел в политику, хотя и был всегда после раскола главным режиссером Содружества актеров Таганки. Незнаменитый театр, где он все равно отстаивал свои принципы. Николай Губенко — очень советский, очень честный, не терпящий никаких компромиссов.

Он снимал свои фильмы про бессмертные души людей. Его бессмертная душа, конечно же, смотрит на нас откуда-то сверху, с небес. И ужасается, и радуется. Но даже там наверху эта душа абсолютно неравнодушна, потому что не может по-другому. А сам Николай Губенко в нашей памяти останется навсегда. Такой необыкновенно творческий, любящий, непримиримый и безгранично талантливый.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...