Срочные новости раздела
Нонна Гришаева раскрыла жизненные принципы

Нонна Гришаева раскрыла жизненные принципы

«Да Гришаевой давно пора театр дать!»

— Нонна, ты почти 11 лет у руля столичного театра РОСТА (в недавнем прошлом — областной ТЮЗ). Пришла туда художественным руководителем, будучи артисткой востребованной и, пожалуй, с самым высоким гонораром. Но ты решила бросить все на карту, взяла на себя ответственность за чужие судьбы — артистов, театра со скромным областным бюджетом. Что подвигло тебя на такое решение?

— Ты же понимаешь, что театр — это не про деньги, и что зарабатываем мы в других местах. Театр — это для души и для детей. Когда поступило предложение прийти в тогда еще областной ТЮЗ, для меня это стало логическим завершением того, что я много лет делала в одесском ТЮЗе. А там у меня был проект «Варшавская мелодия», и каждый месяц я приезжала и бесплатно играла в этом спектакле, а все деньги шли на развитие театра. Тут, как говорится, если отдаешь, то Господь тебе возвращает. Мне вернулось. И потом, я не сразу приняла это решение, взяла время подумать, и только когда поняла, от чего смогу отказаться в личной карьере, согласилась.

— От чего ты отказалась в личной карьере?

— На тот момент — от телевидения и кино.

— Подумала, что, отказываясь от съемок, теряешь в деньгах?

— Да, но уже тогда была нормальная подушка безопасности, я могла это себе позволить.

— Тебе предложили детский театр, да еще областного подчинения, и не в центре, а в «Царицыно». Не было желания сказать: «Ну, вообще-то я серьезная артистка, может, все-таки взрослый театр?..»

— У меня даже не возникал такой вопрос. Я же с детства на сцене, мой первый спектакль был «Питер Пэн и Венди», и на сцене Одесской оперетты я летала, поэтому чувствую, что нужно именно детям, и знаю, как это нужно делать. Так что для меня это абсолютно логичное решение. Конечно, были страх и удивление. Я, скажем, не понимала, как может быть театр напротив входа в необыкновенной красоты усадьбу «Царицыно», но без большой надписи, что это театр.

— А туда вообще ходили?

— «Ну, такое…» — как говорят у нас в Одессе. И первое, что я сделала, — конечно, название, чтобы люди, приходя в «Царицыно», хотя бы видели: «Да тут театр! У-у-у, детский!» Первой постановкой стал мюзикл «Мэри Поппинс». Его сделал Михаил Михайлович Борисов, который, кстати, в какой-то программе, где мы с ним до этого снимались, говорил: «Да Гришаевой давно пора театр дать!» И я позвонила ему: «Вот вы мне напророчили, давайте теперь помогайте». Максим Исаакович Дунаевский благородно подарил мне права на музыку. Сама же я сыграла Мэри Поппинс. И тогда сказала артистам: «Вот вам моя рука, полетели вместе». И мы летим…

Теперь успех не только у тех спектаклей, где играет артистка-худрук, или, как я себя называю, «играющий тренер», но, например, у таких музыкальных спектаклей в постановке Александра Нестерова, как «Ревизор», «Иван Царевич и Серый Волк», — там я не работаю артисткой.

— Твое самое ужасное воспоминание за годы руководства театром?

— Это, конечно, пожар. В тот момент, когда раздался звонок мне на телефон и сообщили, что горит театр, я стояла на сцене Театра Вахтангова и готовилась к спектаклю «Люся. Признание в любви». Шел обычный прогон. Я сейчас об этом говорю, а у меня все опускается: такие моменты не хочется никогда больше пережить. Через 4 минуты приехали пожарные, и началось тушение. Но для меня было самым главным, чтобы все вышли и никто не пострадал. Сгорело все: Малая сцена, все декорации, практически все костюмы, все, что было внизу, весь подвал — буфет, студия звукописи, все музыкальные инструменты — потери колоссальные. До сих пор у нас не хватает средств на то, чтобы восстановиться.

— А тебе выходить к зрителям, петь, смеяться и плакать… В час Х открывается то, о чем человек не подозревает в себе. Что происходило с тобой в этот момент?

— Я понимала, что нужно было собраться и отыграть спектакль. Тут происходит собранность, концентрация, ты быстрее соображаешь что делать.

— Можешь писать в биографии, что ты, как Москва 1812 года, пережила пожар…

— Я предпочла бы быть птицей Феникс в такой ситуации. Уже хочется возродиться, и чтобы наша Малая сцена наконец-то начала функционировать. Очень не хватает нам ее.

«Глядя на вас, хочется сказать: меняю хорошие воспоминания на новые ощущения»

— В твоей родословной со стороны матери все располагало к музыкальному театру: прадед, прабабушка — оперные певцы… А по отцовской линии что досталось?

— Про отца неизвестно, потому что его родители — мои бабушка и дедушка — познакомились в детдоме. И именно эту линию мы не смогли раскопать. Да, собственно, и по материнской линии мы тоже ничего не знали. Мы не знали, например, что мамина девичья фамилия Казанская, — все открылось только 15 лет назад, когда Первый канал сделал проект «Моя родословная». Они повезли нас с мамой в Казань, где узнали невероятную историю о моем прапрадеде, который первым там перевел Коран. И бабушкина ветвь — князей Точинских, а дедушкиной мамы — греческая, фамилия Хартуляри. Оказалось, что у меня такие корни, что мы с мамой немножко были в шоке. А по папиной линии, к сожалению, уперлись в детдом.

— Ты одесситка, Нонна, а это значит?..

— Лучше всех на этот вопрос ответил когда-то Михаил Михайлович Жванецкий в своем рассказе, посвященном Леониду Осиповичу Утесову. Он в этом рассказе очень точно говорит, что нет никакого особенного одесского юмора. «Есть юмор, вызывающий смех, а есть юмор, вызывающий улыбку сострадания. Есть человек, который пишет и созревает как помидор. А есть, который дозревает в ящике, такой весь искусственный, и пишет, и поет про «синтетику». А писать, простите, как и писать, надо, когда уже не можешь». Понимаешь? Лучше не скажешь. Одесситы — они же порой не понимают, что шутят: они шутят как дышат.

— Ты была знакома с Михал Михалычем в Одессе? Вы могли разминуться во времени, все-таки разница в возрасте…

— Конечно, просто родители моих друзей из «Квартета И» — Леши Бараца и Славы Хаита — дружили с Михал Михалычем близко. В Одессе мы с ребятами не были знакомы, но, будучи начинающей артисткой Театра Вахтангова, я подружилась с ними в поезде Москва—Одесса, а они познакомили меня с Михал Михалычем.

Никогда не забуду, как пришла к Славе на дачу, которую он снимал на каникулах. Слава что-то играл на гитаре, я пела, на мне было что-то такое надето интересное… Михал Михалыч так сидел-сидел, смотрел и вдруг говорит: «Нонночка, глядя на вас, хочется сказать: меняю хорошие воспоминания на новые ощущения». Я поняла, что запомню это на всю жизнь. Недавно Наташа Жванецкая издала книгу его цитат — я открываю, читаю и вижу эту фразу. И я не тешу себя мыслью, что он придумал ее, глядя на меня. Но мне приятно уже то, что он произнес эту фразу, пусть заранее придуманную, но все-таки глядя на меня.

«Тетя, а вы петь будете?»

— Думали ли мы, что доживем до такого момента, что не сможем поехать в этот прекрасный город у Черного моря? Еще одна яркая страница в твоей биографии — Людмила Гурченко, которая твой кумир. Но очень редко, когда любовь к кумиру имеет результат. А ты сделала спектакль «Люся. Признание в любви». Как родилась такая идея?

— Мне позвонил Сергей Сенин, муж Людмилы Марковны, и пригласил на эту роль — бесконечно благодарна ему за это. Я с детства читала ее книги. Помнила фразу, которую ей папа говорил, — что актриса должна выделиться: «Все стоят молчат, ждуть, а ты выделись». И я, помня эту фразу, учась в театрально-хоровой студии в Одессе, где было 400 детей, сумела выделиться и получила главную роль.

— Как тебе это удалось?

— А я просто выучила главную роль наизусть, и когда заболела девочка, репетировавшая ее, то нас спросили: «Кто-нибудь знает?» Я сказала: «Я знаю». Сыграла, и это был мой звездный час.

— Актерская профессия значит всегда быть готовой?

— Да. Я же смотрела все ее фильмы, и мне всегда казалось, что уж если быть актрисой, то только такой, как она. Которая может все и может быть разной: фееричной, музыкальной, танцующей, поющей, как в «Небесных ласточках» и в «Соломенной шляпке». И в то же время — невероятно драматической, как в фильмах «Пять вечеров» и «Двадцать дней без войны». Вот такой диапазон должен быть у артистки. И я всегда к этому стремилась.

— Как так случилось, что, будучи современницей Гурченко (а мы ее современники), вы с ней ни разу не пересеклись?

— Ой, ты сейчас как моя мама. Она мне говорит: «А почему ты в спектакле говоришь, что ты с ней не пересекалась? Разве ты не помнишь?» — «Мама, стоп, с этого момента поподробней», — говорю я. Мама тоже была ее поклонницей. «Она приехала, она снималась в «Гаврилове» («Любимая женщина механика Гаврилова». — М.Р.). Потом ее встреча со зрителями в кинотеатре «Фрунзе» у нас, на Карла Маркса. И мы с тобой пошли, ну как ты не помнишь?» Я говорю: «Мама, сколько мне было лет?» — «Ну как? Пять». — «Так, мам, и что было?» — «Тебе поставили табуреточку. Ты сидишь, Гурченко долго-долго что-то рассказывает, а потом говорит: «А у кого-нибудь есть вопросы?» Единственный человек, который поднял руку в зале, — это была я. Как ты думаешь, что я спросила?

— Я просто теряюсь.

— Мама рассказывала так: «Я даже не успела руку твою убрать, когда ты спросила: «Тетя, а вы петь будете?» Гурченко расхохоталась: «Деточка, мама тебя привела, думала, что тетя будет петь, а тетя все рассказывает и рассказывает. Конечно, деточка, сейчас спою». И спела.

Позже, в Москве, единственный раз мы с ней пересеклись за кулисами Театра сатиры, где мой однокурсник Миша Дорожкин играл в спектакле «Поле битвы». И я попала на этот спектакль, потом пошла к Мише за кулисы, и вдруг она идет, и я… Мне бы как сейчас: «Можно с вами сфотографироваться?», а я в стенку вжалась. И только шлейф духов ее… Я слова вымолвить не могла, не то что попросить автограф.

— Мистика какая-то: именно на спектакле о Гурченко ты узнала о пожаре в твоем театре. Действительно, радость ходит в обнимку с горем. Ведь и ее жизнь была все время на этой грани.

— А для меня, может, именно поэтому «Люся. Признание в любви» самый сложный спектакль не только физически, но эмоционально и морально. Потому что у меня не получается его играть совсем: каждый раз приходится его проживать, потому что 90 процентов того, что я говорю от ее лица, я говорю и о себе. Столько у нас пересечений в судьбе. Да, удивительно.

— И, похоже, ее роли тебя преследуют. Тамара в «Пяти вечерах»…

— И мама Коза, и Коринн в спектакле «Мадемуазель Нитуш», и в «Соломенной шляпке» у меня ее роль.

— Когда ты готовишься к выходу, просишь Людмилу Марковну о чем-то?

— Прошу перед каждым спектаклем. Мне же Саша Олешко подарил ее потрясающий портрет, и я спросила у Кирилла Игоревича Крока разрешения повесить его в гримерке. Он сказал: «Конечно». И я каждый раз руку к портрету прикладываю и прошу: «Дай мне сил, будь со мной вместе, рядышком…» Какой-то невероятный успех у спектакля. Я недавно зашла в ресторан — сидит генерал в отставке, увидел меня: «Я семь раз смотрел вашу «Люсю» и еще пойду. Мне как-то тепло на этом спектакле и хорошо».

— На спектакле ты — вылитая Людмила Марковна. Специально делаешь грим или это твоя природная особенность?

— Никакого грима специального нет. Это особенности мимики. Я слишком много за ней наблюдала, и многие говорят, что как будто происходит реинкарнация, и от этого даже страшно становится. Кстати, отчество у наших отцов тоже общее: Гавриловичи они.

«Что, Нонка, готовишься? А знаешь, что Толкунова в зале?..»

— Скажи, с даром пародии, какой есть у тебя, надо родиться? Уметь схватить внешний рисунок, наполнить его внутренним содержанием — как это происходит?

— Это у меня с рождения. Я уже с 6–7 лет пародировала всех, кого видела по телевизору…

— И даже мужчин?

— Конечно — Магомаева, Гнатюка, Кобзона… Но надо отдать должное моим педагогам в Щукинском училище, которые на втором курсе в разделе «Наблюдения» это мое дарование развили. Именно потом в нашем дипломном спектакле «Дорогая моя эстрада» я была Толкуновой и Лолитой Торрес. И была знаменитая история, когда Михаил Борисович Борисов пригласил на этот спектакль Валентину Толкунову. Представляешь, я готовлюсь к выходу, косу свою жемчугом пеленаю, а кто-то из «добрых» однокурсников подходит и сообщает: «Что, Нонка, готовишься? А знаешь, что Толкунова в зале?..» И у меня все оборвалось. Мне выходить на сцену, а у меня руки трясутся…

— Ну а потом? Как знаменитая певица тебя оценила?

— Потом благодарила, говорила: «Все хорошо, деточка».

«Детка, ты три часа отдавала им энергию. На поклонах забирай обратно»

— Добрые однокурсники, добрые артистки, актерское братство… Я понимаю, что все это послужило очень серьезным поводом к аналитической работе в твоих социальных сетях под названием «Как закалялась сталь».

— «Моя актерская сталь».

— Непростых отношений с коллегами, через которые проходят абсолютно все, можно избежать и как?

— Знаешь, все ужасы, через которые я прошла за эти долгие годы в Театре Вахтангова, действительно меня очень многому научили и закалили. За что я бесконечно благодарна Театру Вахтангова, который бесконечно люблю, — так это за общение с великими режиссерами. Мне посчастливилось работать с Фоменко, с Туминасом, с Виктюком — это счастье. И в то же время все, через что я прошла: когда дали роль — сняли, дали — сняли, за восемь лет ни одной главной роли, зависть — я смогла руководить театром. Теперь все, кто приходит к нам, говорят: «Какая у вас удивительная атмосфера! Такого не бывает!» Но я сделала все возможное, все зависящее от меня, чтобы в театре РОСТА всего этого не было.

— Может быть, для театра как институции с высоким уровнем конкуренции закулисные «радости» — это какой-то рудимент или все-таки закон на все времена?

— Мне кажется, что в нашем театре мы это преодолели. У нас семья, такая большая, дружная. Даже когда нас слили с Московским ТЮЗом и артисты оттуда стали приходить на наши капустники, посиделки, то говорили: «Боже, а такое бывает? Такая атмосфера, такая дружба между артистами?..»

— Но Театр Вахтангова академический, с труппой очень высокого класса. И чем выше класс, тем, наверное, острее конкуренция и неизбежность закулисных мизансцен?

— Безусловно. Но, когда ты выходишь на сцену, то происходит тот самый обмен энергией, за которую мы любим театр. Я только пришла в Театр Вахтангова — и сразу к Роману Григорьевичу в спектакль «Я тебя больше не знаю, милый» попала — с Максаковой, Шифриным, Маковецким. Это был мой дебют. И я не понимала, почему он так красиво выстраивает поклоны. Набралась наглости и задала этот вопрос. То, что он мне ответил, я запомнила на всю жизнь. Роман Григорьевич мне сказал: «Детка, ты три часа отдавала им энергию. На поклонах забирай обратно». Именно за это мы театр и любим — за обмен энергией, после которого потом заснуть не можем.

«Мама, какое счастье, что ты у меня не такая»

— Но вернемся к театру РОСТА, где сейчас вышла премьера спектакля «Ежик в тумане». Эта философская притча для какой аудитории — детской или взрослой?

— Сергей Козлов — писатель космический, он поднимает такие вопросы экзистенциальные. Ну конечно, это детский спектакль, на котором и родители не будут скучать и в конце, может быть, всплакнут ностальгически, услышав песню из мультфильма, на котором выросли: «Облака, белогривые лошадки…» И я благодарна Аркадию Черкашину — он же артист у нас в театре и режиссер (у него это уже вторая постановка) — за то волшебство, которое он сумел создать на сцене.

— Во взрослом спектакле театра РОСТА ты сыграла роль мирового репертуара — Аркадину в «Чайке», за что получила премию «Московского комсомольца». Трактовка образа, режиссерское решение Ирины Пахомовой на первый план выводит сложную тему актрисы-матери…

— Для меня трогательным и показательным моментом было то, что сказал после премьеры мой сын Илья. Сейчас ему 18, а тогда 12 было. Он зашел ко мне в кабинет, обнял и сказал: «Мама, я тебя поздравляю. Какое счастье, что ты у меня не такая…» Какое счастье, что я умею найти баланс, в отличие от Ирины Николаевны Аркадиной. Илья уже заканчивает 11-й класс. Дальше собирается поступать в Высшую школу экономики на продюсерский, музыкой очень увлекается, пишет песни. Не актер, слава богу.

— Вот почему все актеры говорят эту фразу: «Слава богу, не в актеры»?

— Ну, наверное, слишком хорошо знают…

— Как закалялась сталь?..

— Да, слишком закалилась, и своим детям не желаем мы этого. Пусть рядом, но только не это.

— Но актер — это судьба, ты же знаешь.

— Нет, не хочется. Детям хочется всегда добра.

Куда ведут закулисные страсти

— За одиннадцать лет, приобретя опыт руководителя, что ты поняла: а) про актерскую профессию и б) про себя?

— Про себя я давно поняла, что я очень сильная женщина.

— Как-то ты очень грустно это произносишь…

— А потому что не очень любят сильных женщин. Особенно мужчины. И еще поняла про себя то, что я конченый перфекционист. Ничего с этим не поделать, и за это тоже меня многие не любят. Но я умею либо очень хорошо делать, либо никак. А про профессию — и про театр, и про артистов — я тоже очень много сделала выводов. Я поняла, что артист, что бы ты ни делал для него, как бы ни старался, все равно всегда будет недоволен.

— Ты тоже была артисткой, которая всем и всегда недовольна?

— Я, конечно, очень была недовольна тем, что в Театре Вахтангова так ничего и не случилось достойного в моей актерской жизни. Там не поставили на меня ни «Варшавскую мелодию», ни что-то другое. Но зато я сама взяла и сделала эту прекрасную пьесу и объездила со спектаклем весь мир. Поэтому я как-то привыкла все делать сама.

— Как в фильме Людмилы Марковны «Вокзал для двоих» — сама-сама-сама…

— Что, собственно, сейчас и буду делать с Филуменой, то есть пьесой «Филумена Мартурано».

— Принцип Нонны Гришаевой, который должны знать молодые артистки?

— Я знаю свой главный принцип, но он не универсальный. Чисто Нонны Гришаевой: в профессии добиваться всего только талантом.

— И ты ни разу его не нарушила?

— Нет, и очень горжусь этим.

— Прекрасно, но как-то нереально.

— Так бывает.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...