Срочные новости раздела
Сергей Гилев сыграл пионера научно-фантастического кино Павла Клушанцева

Сергей Гилев сыграл пионера научно-фантастического кино Павла Клушанцева

Фильм «Дом в огне», открывший конкурсный показ, снят в Испании и стал там хитом проката. Его режиссер Дани Де Ла Орден считается на родине одним из лучших комедиографов. В 2022 году его картина «42 секунды», сделанная совместно с Алексом Муррулем, закрывала 45-й ММКФ.

Главная героиня Монтсе проводит выходные со своими взрослыми детьми на побережье Коста-Брава. К ним приезжает бывший муж в сопровождении новой возлюбленной, которая увела его, можно сказать, во время сеансов психотерапии. Сын Монтсе привозит очередную подругу. Как и ее предшественницы, она бросит излишне романтичного кавалера. У дочери благополучная семья, дети, но выяснится, что параллельно она закрутила роман. 

Монтсе важно, чтобы все собрались в ее доме. Ради этого она скроет тот факт, что ее собственная мать мертва и одна лежит в доме недели три. Зачем омрачать то, что запланировано? Мертвым все равно некуда спешить. Но все тайное становится явным, и семейный съезд выявит все скелеты в шкафу.

Казалось бы, добротная комедия с привкусом горечи, хорошие актеры, неплохая история, но в целом это совсем не обязательное для фестиваля приобретение, учитывая его амбиции. Просто ситуация такова, что надо как-то и из чего-то собирать конкурс, и все рады хотя бы такому улову.

«Воздушный змей» (Италия, Бельгия) Алессандро Тонда основан на реальных событиях 2005 года. В памяти итальянцев они еще живы. Это профессионально сделанная политическая картина, каких немало, и она не испортила конкурс, вызвала интерес у публики, но опять же, в ней нет никакого прорыва, важного для уровня, который должен удерживать ММКФ на плаву.

Мы становимся свидетелями 28 дней, предшествовавших трагедии 4 марта 2005 года, когда погиб руководитель итальянских секретных служб Никола Калипари. Он провел сложнейшие переговоры ради спасения похищенной в Ираке журналистки Джулианы Сгрены. В итоге все свелось к тому, что во всем виноваты американцы, начавшие стрельбу и перечеркнувшие все усилия итальянской стороны. А в Риме уже празднуют победу, и остается всего несколько километров до аэропорта, а дальше — возвращение на родину с освобожденной заложницей. В итальянских верхах царит полная неразбериха, борьба амбиций, и как результат — неминуемые жертвы.

«Планета» дебютанта Михаила Архипова из основного конкурса — одна из самых осмысленных картин среди наводнившего многочисленные программы ММКФ отечественного контента (иначе не назовешь). Ее события происходят в 1960 году. Режиссер Николай Беренцев готовится к съемкам научно-фантастической картины об экспедиции на Венеру.

Прежде чем стать кинорежиссером, Михаил Архипов окончил Военный университет связи, стал специалистом космической (спутниковой) связи и восемь лет служил в ВС РФ. Потом 12 лет он проработал на телевидении, окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, где его мастером был уникальный киновед и режиссер Олег Ковалов. Теперь Михаил и сам доцент кафедры режиссуры игрового кино. Его короткометражное «Топливо», получившее Гран-при на «Кинотавре», многие помнят. Путь к полнометражному дебюту оказался долгим.

Снималась «Планета» в павильоне «Леннаучфильма», где в свое время велись комбинированные съемки советского гения и пионера отечественного научно-фантастического кино Павла Клушанцева, которому и посвящен фильм и от которого авторы все-таки дистанцируются. Тем не менее мы становимся свидетелями его передовых инженерных решений. В Египте снимали кадры на воображаемой Венере, а в огороде оператора построили павильон, где снимали трехэтажный дом.

Поскольку картина дебютная, то бюджет был скромным, и это даже приблизило авторов к тому, что происходило с реальным Клушанцевым. Продюсер «Планеты» Александр Котелевский, часто работающий с начинающими режиссерами, назвал работу группы актом самопожертвования.

Павел Клушанцев — известный и неизвестный гений. Его открытиями вдохновлялся Лукас, снимая «Звездные войны», и другие американские режиссеры. У нас Клушанцев скорее забыт. Если кто-то и слышал о нем, то фильмов не видел, хотя их изредка показывают даже на большом экране. Свою знаменитую «Планету бурь» он снял в самом начале 1960-х.

Олег Ковалов, увлеченный идеями Клушанцева, подарил своему студенту книгу его воспоминаний «В стороне от больших дорог». «Я ее прочитал и подумал, как же я мог не обратить внимания на этого гения, — рассказывает Михаил Архипов. — С той поры идея во мне жила. Сначала я придумал документальный фильм. Мы попытались воссоздать некоторые технологии Клушанцева, сделали несколько макетов».

Роль воображаемого Клушанцева, а в «Планете» некоего Беренцева, сыграл Сергей Гилев. Он рассказал о том, как рождался образ этого тихого гения: «Мы стремились создать образ максимально интеллигентного человека, настолько интеллигентного, что нам должно было показаться, что мы не встречали еще такого. Кому-то показалось, будто он не меняется в самых сложных ситуациях. А мне нравится, когда человек не сильно меняется даже в самой сложной ситуации. Происходит что-то возмутительное, а он спокоен, не кричит, не волнуется по пустякам. Я пытался сделать человека, у которого не слишком большие перепады настроения, хотя внутри они чуть сильнее, чем снаружи. Я подолгу рассматривал его фотографии, понимал, что я на него совершенно не похож. У меня нет залысин. Я не ношу очки. Мы собирали нашего Беренцева из Клушанцева разных времен, в том числе когда ему было 20 лет. А на экране вы видите человека, которому уже сорок с лишним. Надо было это уложить в голове, ведь мысли 20-летнего отличаются от мыслей сорокалетнего».

Экранному Клушанцеву постоянно вставлял палки в колеса директор студии, иногда совсем уж топорно. Соображающие в тонкостях кинопроизводства люди сочли его идиотом, поскольку не может производственник сам себе вредить. Но, как объясняет Сергей Гилев, он все-таки не идиот, просто застрял с большим фильмом, который мешает ему производить что-то еще.

Понятие «радиус добра», которое есть в фильме, позаимствовано из дневников Клушанцева, которые он писал до последних дней. Михаил Архипов основательно готовился к съемкам и нашел в архиве «накарябанное старческой рукой» эссе, откуда и почерпнул мысль о радиусе добра. Так что Сергей Гилев дословно цитирует слова Клушанцева.

«Радиус добра невозможно навязать, — говорит Архипов. — У каждого человека это тонкая работа со своей ответственностью по отношению к себе и к миру. Рецептов нет, и наш фильм и об этом в том числе. Жизнь всегда нам подкидывает обстоятельства, которые противоречат идее радиуса добра. Наш немного карикатурный герой говорит, что ваш радиус добра невыразителен. Для кого он невыразителен, у того проблемы с душой».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...