Срочные новости раздела
Ровесник Победы: в Москве состоялся творческий вечер народного артиста России Валерия Баринова

Ровесник Победы: в Москве состоялся творческий вечер народного артиста России Валерия Баринова

Почти двухчасовая программа «И я любил, и я изведал...», названная по строчке из стихотворения Блока, фактически является «перезагрузкой» другого сольного проекта Баринова, ядром которого стал шедевр Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». И снова в исполнении артиста классические поэтические тексты о Великой Отечественной войне оказались поставленными в один ряд как соединенное, но неслиянное целое. Причем инварианты строки «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» и «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала» выступили рефреном и одновременно ритмическим «цементом» суммы текстов, прочитанных практически без пауз.

Валерий Александрович, родившийся в ноябре 1945 года, называет себя «ровесником Победы», Наверное, еще и поэтому школьно-хрестоматийные «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Майор привез мальчишку на лафете...», «Я знаю, никакой моей вины/В том, что другие не пришли с войны» Твардовского, напевные фольклорные военные произведения типа «Ой, машина ты жалезна» звучали крайне убедительно. Тем более что «песни о войне» и «стихотворения о войне» — это едва ли нигде не пересекающиеся параллельные прямые. И «Бери шинель, пошли домой...» Баринов читал и пел одновременно, а зал повторял примерно так, как на 9 Мая подпевают «Катюшу» на концертах для ветеранов.

Кстати, исключительно военной подобранная для вечера поэзия не была — Баринов исполнил, например, совершенно не фронтовое стихотворение Давида Самойлова «Давай поедем в город...» и стихи Пушкина и Есенина, но это скорее для разрядки. Потому что одними обнажающими нерв стихотворениями столько времени публику «бомбить» нельзя.

Поэтому сначала со сцены звучал надрывный Окуджава с гениальной рифмой «моздокский» и «доски»:

Сто раз закат краснел, рассвет синел, сто раз я клял тебя, песок моздокский, пока ты жег насквозь мою шинель и блиндажа жевал сухие доски...

А потом Баринов вдруг вспоминал послевоенное детство и первое выступление на смотре художественной самодеятельности Володарского района Орловской области:

— Руководитель клуба решил, что в конце смотра должен выступить ребенок. И кто-то сказал: вон у Бариновых пацан бегает, он справится. Маму вызвали в район: твой сын должен прочесть стихотворение. «А какое?» — «Найди сама!» А как найти, если в доме две книжки? Я с голоса — читать я не умел — выучил «Еще не все войны запаханы окопы...» Исаковского. Меня одели — белый верх, черный низ, зачем-то повязали галстук. Зал был полон: впереди начальство, а чуть дальше сидели люди в гимнастерках, шинелях, инвалиды войны. А я не понимал, почему они все плачут, слушая меня...

Сравнивая с западными аналогами русское слово «победа», Баринов объяснил, что только в русском языке оно имеет значение «по беде», «то, что бывает после беды» — то есть созидание и мирная жизнь, а не само торжество над поверженным врагом. «Сейчас к нам на землю пришла большая беда, и пока она не уйдет, Победы не будет», — сказал артист, раскрыв личное отношение к специальной военной операции.

Возвращаясь в 1952 год, Баринов признался, что по итогам смотра ему вручили пахнущую свежей типографской краской грамоту «за большие достижения» и огромный кулек конфет «Лесная ласточка». Причем драгоценная реликвия, «погрызанная мышами», сохранилась до наших дней благодаря его матери, хранившей первые грамоты и газетные вырезки о сыне.

На встрече со зрителями Баринов пересказал почти всю свою театральную биографию. Самые яркие эпизоды стоит воспроизвести.

Оказавшись в Александринке с Василием Меркурьевым (миллионы людей знают его по роли Лесничего в «Золушке» и другим всесоюзным ролям, а для Донбасса он легенда потому, что сыграл начальника шахты в «Донецких шахтерах»), Баринов однажды съездил с патриархом советского искусства «на халтурку». Тогда он жил в ленинградской коммуналке. И вот в соседней комнате, у счастливых обладателей единственного телефона, раздался звонок:

— Алло, юное дарование Баринов? У нас с вами сегодня халтура. Вы в театре свободны, я знаю (смех в зале). В пять часов будет машина, едем играть отрывок из «Чти отца своего» (спектакль Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. — И.В.) на птицефабрику. Гонорар яйцами.

«Я не знаю, сколько ему дали яиц. Мне дали 300 штук: десять коробочек, по 30 яиц каждая», — прокомментировал комичную ситуацию Валерий Александрович.

Также он рассказал несколько баек разной степени известности. Например, про то, что якобы Борис Александрович Ситко, служивший в Театре Советской Армии, допустил ставшую притчей по языцех оговорку, сказав в начале «Ревизора»: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет Хлестаков... Из Петербурга, инкогнито».

Или что тот же Ситко — здесь за достоверность случая Баринов ручается — во время прогона пьесы «Осенняя кампания 1799 года» о переходе русских войск под командованием Суворова через Альпы вложил такие слова в уста представителя австрийского императора, обращенные к фельдмаршалу:

— Я, представитель императора, приказываю вам оставить преследование Наполеона Бонапарта и пешим маршем вернуться (пауза) в Австралию!

Стоит также отметить, что самым противоречивым и эмоциональным моментом вечера стала глава «Казнь Стеньки Разина» из поэмы «Братская ГЭС» Евтушенко, где предводитель бунта говорит:

Нет, не тем я, люди, грешен, что бояр на башнях вешал. Грешен я в глазах моих тем, что мало вешал их...

P.S. Помимо всего названного, читал Валерий Баринов и прозу — что называется, не по бумажке, а наизусть — разноголосую «Иду» Ивана Бунина. После концерта, спускаясь с шестого этажа Большого Кремлевского дворца, я скачал текстовый файл рассказа и проверил статистику: 16 тысяч знаков, 5 страниц двенадцатым кеглем. Причем после этого ему хватило силы выйти к оставшимся в Малом зале людям и раздать автографы. Тридцатилетний артист свалился бы, а Баринову — почти восемьдесят.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...