Срочные новости раздела
Светлана Пономарёва запускает «Последний корабль»

Светлана Пономарёва запускает «Последний корабль»

В эпоху, когда фантастическая литература чаще напоминает кулинарный Tik-Tok с волшебными заклинаниями, Светлана Пономарёва выбрала путь научной фантастики. Причём не как уклончивую метафору или лавстори, а как плотную, содержательную ткань с научными гипотезами, древними цивилизациями и вопросами этики, от которых зависит не только судьба героев, но и само определение «быть человеком». Поэтому её фантастика – это и про науку, и про человека, и про чувства.

В XXI веке мы привыкли: фантастика – это битвы в космосе, боты, импланты и супергерои в худи. Но бывают книги, которые используют будущее, чтобы сказать важное о настоящем. И делают это не громко, не навязчиво, а так, что потом долго не отпускают. «Последний корабль» – как раз такая история.

Мир романа выглядит, казалось бы, идеальным. Конец ХХII века, Объединённая Земля, общий язык, бесплатное электричество, выровненный климат, роботы, которые делают всё: от уборки до исполнения Шопена. Глобальная система отслеживает здоровье, настроение, желания и подсовывает нужные развлечения. Работать не обязательно. Рожать тоже. Всё можно заказать. Всё под контролем.

И вдруг молодая упрямая журналистка задаёт неудобный вопрос: что, если ресурсы, из других звёздных систем, убивают людей на генетическом уровне? Вместо ответа её судят и отправляют отбывать наказание на 400 миллионов лет назад в эпоху Девонского периода. Где нет ни одной машины. Ни робота. Ни связи. Но из-за неожиданной поломки Временной корабль (машина времени) доставляет осужденных и экипаж совсем в другое время – в Древний Шумер.

Не «назад в прошлое», а вперёд – к себе

Пономарёва работает на стыке жанров: научпопа, приключенческого романа и библейской мифологии. Её герои не случайные «попаданцы», поскользнувшиеся на арбузной корке и очнувшиеся в прошлом, а осознанные путешественники во времени, не доехавшие до пункта назначения. Удивительно точно передана атмосфера Древнего Шумера: архитектура, одежда, обычаи, хобби, даже язык.

Отдельно стоит сказать о научной составляющей. На страницах книги мы видим придуманный писательницей временной парадокс, уникальное пространственное оружие и интересную гипотезу о происхождении войда Эридана. Но особенно интригует её идея создания машины времени, которая использует квантовый алгоритм на базе кода ДНК.Январь 2016 года. Светлана Пономарева стала лауреатом Большой литературной премии России. Фото из личного архива писательницы

Интересно, что основной конфликт вовсе не между героями и шумерскими рабовладельцами, а между человеком и системой. Мировое Правительство, скрывающее правду, поощряющее лень и развлечения, – карикатурно узнаваемый образ, но вполне правдоподобный в мире, где школьники вместо библиотек получают «рекомендованную подписку». Пономарёва показывает: даже в идеально организованном мире всегда найдётся кто-то, кто задаст вопрос: «А зачем всё это?»

Эта книга о становлении характера, когда в экстремальных ситуациях проявляются качества, скрытые до этого под оболочкой рутинной жизни высокотехнологичной цивилизации.

«Последний корабль» просто просится на экран. Причем не в формате дорогого западного блокбастера, где философия будет вырезана в пользу очередного взрыва, а как российская антиутопия с человеческим лицом. Тут и космос, и драма, и первая любовь, и актуальная тема – контроль информации.

Герои книги проходят путь не столько сквозь время, сколько сквозь себя. Ведь все эти ковчеги, временные петли и шумерские базары всего лишь декорации к одному простому вопросу: «Как остаться настоящим человеком, а не биологической единицей?»

«Последний корабль» – это история о людях, которые делают выбор. А выбор и есть суперсила настоящего фантаста.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...