Они изготовлены из атласа, кожи и холщовой ткани еще в 1958 году и сохранили печать времени и огромного труда, остающегося для зрителей за кадром. Предоставлены пуанты музеем Большого театра, как и пачка-шопенка из «Жизели» 1944 года, в которой танцевала Уланова.
В другом зале представлен невероятный костюм из шелка и парчи, созданный в 1909 году Львом Бакстом для балета «Египетские ночи» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В нем Михаил Фокин танцевал партию Амуна. Предоставлен этот шедевр Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.
Сам Дягилев представлен забавным портретом Михаила Ларионова из Третьяковки, выполненным карандашом на бумаге. Знаменитый антрепренер чуть склонился перед крошечным цветком.
Выдающиеся художники во все времена изображали танец. Первые танцующие фигуры дошли до нас из глубины веков благодаря наскальным рисункам. Авторы выставки попытались найти параллели между изобразительным искусством и танцем.
Экспозиция, расположившаяся в десяти залах, не претендует на всеобъемлющий хронологический взгляд. Акцент сделан на ключевые, с точки зрения кураторов, позиции. Среди двухсот работ, предоставленных несколькими российскими музеями, — живопись Робера Делоне, Василия Кандинского, Казимира Малевича, эскизы Александры Экстер к «Саломее» в постановке Таирова, более поздние скульптурные композиции, некоторые из которых сделаны из ветвей.
Эскиз костюмов Николая Рериха к «Весне священной» Игоря Стравинского сделан для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и предоставлен Театральным музеем им. А.Бахрушина. Рядом эскизы Наталии Гончаровой для неосуществленной постановки «Литургии» Стравинского, планировавшейся в рамках тех же «Русских сезонов».
Василий Кандинский считал, что танец ближе всего к абстрактному искусству в силу своей свободы от рационализма. Также свободна и эта выставка, в которой много эмоционального стремления зафиксировать определенную атмосферу.
Казалось бы, при чем в данном контексте «Ифигения в Тавриде» Валентина Серова 1893 года из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств? На берегу лазурного моря изображена сидящая женская фигура, которую мы видим со спины. В ней столько движения, созвучного шуму прибоя, порывам ветра, что это воспринимается как хореографическая миниатюра.
У экспозиции есть свой ритм как в каждом предмете, запечатленном на холсте, так и в хореографии. Немецкая танцовщица Мэри Вигман часто выступала без музыкального сопровождения. Ей достаточно было ударных инструментов. Барабан или гонг способны задать ритм и драматургию танца. На выставке представлена видеозапись «Танца ведьмы» Мэри Вигман, в котором ощутимо влияние художников-экспрессионистов, хотя можно наблюдать и обратное.
Японский танец буто тоже возник под влиянием немецкого экспрессионизма. В одном из залов также представлена его видеозапись. Ритм «Болеро» Равеля использовал в своей постановке хореограф Морис Бежар, подчеркивая его монотонными движениями танцора.
Айседора Дункан стала ключевой фигурой экспозиции. С ее появлением в России связана история свободного танца. Первое, что привлекает внимание, — это тяжеловесный торс Дункан работы Сергея Конёнкова. Рядом — афиши ее выступлений, фотографии 1920-х, запечатлевшие сцены из театральных композиций студии им. Айседоры Дункан. Камера зафиксировала танцующих в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина дунканисток в 1939 году. На выставке «Дива», которая путешествует по миру, Айседора Дункан — тоже одна из значимых фигур, но возникает совсем иной образ этой необычной артистки и женщины.
Появление фотографии стало важнейшим событием для искусства танца. Она позволила зафиксировать ускользающую красоту движения. Те, что представлены на выставке, — сами по себе произведения искусства. Есть и уникальные видеоверсии фрагментов спектаклей, малоизвестные не только широкому кругу зрителей, но и специалистам.
Не все знают, что постановкой некоторых сцен в советском фильме «Цирк» Григория Александрова занимался выдающийся хореограф Касьян Голейзовский. Его «Танец Гёрлз» 1936 года тоже можно увидеть на экране. Он производит невероятное впечатление. Если не знать, откуда эти кадры, то можно подумать, что это голливудское шоу. Выдающийся хореограф и экспериментатор Голейзовский мог бы сотрудничать с Дягилевым на «Русских сезонах», если бы ему позволили выехать за границу. На протяжении нескольких десятилетий он был лишен возможности воплощать свои фантазии на сцене.
В двух залах установлены балетные станки, которые тоже создают нужное настроение, как и композиция художника выставки Алексея Трегубова из двух балетных костюмов. Это интерактивная зона. Можно, как в фотоателье, подойти к фигурам, и получится, что ты уже сам в балетной пачке. На полу изображены шесть балетных позиций. Надо встать на нарисованные ступни и попробовать свои силы в классическом танце.