Срочные новости раздела
Замурованные пуанты и костюм Галины Улановой представили в Москве

Замурованные пуанты и костюм Галины Улановой представили в Москве

Они изготовлены из атласа, кожи и холщовой ткани еще в 1958 году и сохранили печать времени и огромного труда, остающегося для зрителей за кадром. Предоставлены пуанты музеем Большого театра, как и пачка-шопенка из «Жизели» 1944 года, в которой танцевала Уланова.

В другом зале представлен невероятный костюм из шелка и парчи, созданный в 1909 году Львом Бакстом для балета «Египетские ночи» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В нем Михаил Фокин танцевал партию Амуна. Предоставлен этот шедевр Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.  

Сам Дягилев представлен забавным портретом Михаила Ларионова из Третьяковки, выполненным карандашом на бумаге. Знаменитый антрепренер чуть склонился перед крошечным цветком. 

Выдающиеся художники во все времена изображали танец. Первые танцующие фигуры дошли до нас из глубины веков благодаря наскальным рисункам. Авторы выставки попытались найти параллели между изобразительным искусством и танцем.

Экспозиция, расположившаяся в десяти залах, не претендует на всеобъемлющий хронологический взгляд. Акцент сделан на ключевые, с точки зрения кураторов, позиции. Среди двухсот работ, предоставленных несколькими российскими музеями, — живопись Робера Делоне, Василия Кандинского, Казимира Малевича, эскизы Александры Экстер к «Саломее» в постановке Таирова, более поздние скульптурные композиции, некоторые из которых сделаны из ветвей.  

Эскиз костюмов Николая Рериха к «Весне священной» Игоря Стравинского сделан для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и предоставлен Театральным музеем им. А.Бахрушина. Рядом эскизы Наталии Гончаровой для неосуществленной постановки «Литургии» Стравинского, планировавшейся в рамках тех же «Русских сезонов».

Василий Кандинский считал, что танец ближе всего к абстрактному искусству в силу своей свободы от рационализма. Также свободна и эта выставка, в которой много эмоционального стремления зафиксировать определенную атмосферу.

Казалось бы, при чем в данном контексте «Ифигения в Тавриде» Валентина Серова 1893 года из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств? На берегу лазурного моря изображена сидящая женская фигура, которую мы видим со спины. В ней столько движения, созвучного шуму прибоя, порывам ветра, что это воспринимается как хореографическая миниатюра.

У экспозиции есть свой ритм как в каждом предмете, запечатленном на холсте, так и в хореографии. Немецкая танцовщица Мэри Вигман часто выступала без музыкального сопровождения. Ей достаточно было ударных инструментов. Барабан или гонг способны задать ритм и драматургию танца. На выставке представлена видеозапись «Танца ведьмы» Мэри Вигман, в котором ощутимо влияние художников-экспрессионистов, хотя можно наблюдать и обратное.

Японский танец буто тоже возник под влиянием немецкого экспрессионизма. В одном из залов также представлена его видеозапись. Ритм «Болеро» Равеля использовал в своей постановке хореограф Морис Бежар, подчеркивая его монотонными движениями танцора.

Айседора Дункан стала ключевой фигурой экспозиции. С ее появлением в России связана история свободного танца. Первое, что привлекает внимание, — это тяжеловесный торс Дункан работы Сергея Конёнкова. Рядом — афиши ее выступлений, фотографии 1920-х, запечатлевшие сцены из театральных композиций студии им. Айседоры Дункан. Камера зафиксировала танцующих в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина дунканисток в 1939 году. На выставке «Дива», которая путешествует по миру, Айседора Дункан — тоже одна из значимых фигур, но возникает совсем иной образ этой необычной артистки и женщины.

Появление фотографии стало важнейшим событием для искусства танца. Она позволила зафиксировать ускользающую красоту движения. Те, что представлены на выставке, — сами по себе произведения искусства. Есть и уникальные видеоверсии фрагментов спектаклей, малоизвестные не только широкому кругу зрителей, но и специалистам.

Не все знают, что постановкой некоторых сцен в советском фильме «Цирк» Григория Александрова занимался выдающийся хореограф Касьян Голейзовский. Его «Танец Гёрлз» 1936 года тоже можно увидеть на экране. Он производит невероятное впечатление. Если не знать, откуда эти кадры, то можно подумать, что это голливудское шоу. Выдающийся хореограф и экспериментатор Голейзовский мог бы сотрудничать с Дягилевым на «Русских сезонах», если бы ему позволили выехать за границу. На протяжении нескольких десятилетий он был лишен возможности воплощать свои фантазии на сцене.  

В двух залах установлены балетные станки, которые тоже создают нужное настроение, как и композиция художника выставки Алексея Трегубова из двух балетных костюмов. Это интерактивная зона. Можно, как в фотоателье, подойти к фигурам, и получится, что ты уже сам в балетной пачке. На полу изображены шесть балетных позиций. Надо встать на нарисованные ступни и попробовать свои силы в классическом танце.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...