Срочные новости раздела
Нейросеть

Нейросеть "дописала" биографию Владимира Маяковского: что было после роковой гибели поэта

Но что бы было, проживи пророк, трибун и гений на несколько десятилетий дольше? «МК» попытался найти ответ на этот вопрос, прибегнув к «помощи» нейросети.

Конечно, нужно понимать, что в первой половине XX века средний возраст в РСФСР составлял всего лишь 42 года. Маяковский этой черты достиг бы в 1935 году, что едва ли привело к кратному увеличению объема его полного собрания сочинений. Но тому же Шолохову войны, революции, голод, опять войны и снова голод не помешали дожить до 78. То есть и Маяковский теоретически мог увидеть глазами старого большевика космическую эру (если бы, конечно, пережил 1937-й).

Чтобы относиться к смерти Маяковского как к великой трагедии, нужно знать и любить его творчество, осознавать, что значило для него «становиться на горло собственной песне», и хотя бы раз побывать в зловещем кабинете на Лубянке, где 95 лет назад он погиб. Поэтому призываем наши «эксперименты» с ИИ не расценивать как издевательство над памятью о поэте, потому что они ставят целью как раз доказать, что робот написать симфонию все-таки не может. Хотя бы потому, что один из популярных чат-ботов по запросу «напиши стихотворение, которое в 1961 году посвятил бы Маяковский полету Гагарина в космос», выдал следующее:

На взлетной площадке, в ожидании минут,

Где небо зовет и мечтает народ —

Юрий, юноша, смелый в полет,

К глубокому космосу мчится вперед.

Твой синий костюм — одеяние времени,

Твой взгляд — на орбитах, как звездный свет,

Ты рвешься в бездны, где счастье и стыд,

Где страх и надежда — единый момент.

О, Гагарин! Долго помнят твой след,

Как стрелу из лука, тебя не сдержать!

Тиражируя смелость в неведомый свет,

Ты в сердце народа зажег новый клад.

Ты первым шагнул там, где не смел никто,

Над нами Вселенная, дышит мечта!

В миллионы собравшихся — эхо твое:

«Поехали!» — к звездам — встает широта…

Что-то маяковское в этой поделке есть, но нужно помнить, что так свою поэзию классик оформлял, скажем, когда писал «Ночь» («Багровый и белый отброшен и скомкан…») в 1912 (!) году. А уже в 1913 году предложил такой принцип строфостроения, окончательно освоенный им в начала 20-х годов:

У-

лица.

Лица

у

догов

годов

рез-

че.

Че-

рез

железных коней…

Умная машина на самом деле не такая умная — это стало понятно, когда чат RUGPT выдал что-то, напоминающее современную патриотическую поэзию, в ответ на просьбу представить, что поэт дожил до 9 мая 1945 года и воспел Великую Победу:

— Эй, брат, смотри — за горизонтом,

Куда уводила нас война,

Рыдает небо, но в нем — солнце,

Светит мирно в день — ага, победа!

Все шрамы, что на земле раскиданы,

И с болью в сердце прочь уходят,

Мы крикнули громко: «Брат, мы встанем!»

Огнем и словом, поднимем с колен!

По улицам, словно реки весны,

Несутся мы — с флагами, с гордостью!

И греет в груди, как гитара,

Память о тех, кто пал в бою.

Все ясно. Уточняем запрос к системе, которая, по идее, владеет информацией, что Маяковский писал «лесенкой», и держит в своем компьютерном уме его статью «Как делать стихи?». И вот перед нами — «лесенка» о первом полете искусственного спутника Земли, сгенерированная нейросетью от имени Владимира Владимировича:

В небе —

Шар!

Светлый —

Светит.

Туда,

Где мечты,

Где звезды

Смеются.

Мир еще не знал,

Что можно

Лететь.

Двигатель,

Небо,

Сила,

Идея!

Ветры

Загадывают

Секреты,

А мы —

Идем

В бесконечность

С тобой.

Особо не восхитившись, фантазируем дальше. «Стихотворение Маяковского, посвященное Гагарину 12 апреля 1961 года».

Первый

взгляд на

небо,

где звезды

спят,

взлетел,

как мечта,

Юрий Гагарин,

на крыльях

космоса,

мчится

вглубь

Вселенной.

Поздравляем!

Светлой

жизни

начало!

Звездный

путь,

что не

забыть,

ведет

нас

в мечты.

Ура!

О′кей. В принципе, многие нынешние литературные журналы печатают гораздо менее талантливые произведения. Но давайте вернемся к Победе, но только объяснив чату, чего мы от него хотим. И вот результат новой генерации, визуально, но не внутренне, схожий с тем, что делал Маяковский:

За врагом

гремит

победа,

Смело

шагал

герой,

Смятение,

грусть —

все враз

разбито,

Светит

Солнце

над землёй!

Скоро

вольных

песен

зов,

Скоро —

долгожданный

день —

Свобода

наших

земель

и

мир!

Вместе

печаль

потерей

изгнали —

Мы

встали

друг

за

друга —

Никто

не

забыт!

Ничто

не

забыто!

С поэзией разобрались. Попросим теперь «воспоминания В.В.Маяковского о Великой Отечественной войне».

Сразу заметим, что нейросеть смогла сделать вывод, что любовь поэта к советской родине вылилась бы в его готовность сражаться с фашистскими захватчиками. И да, мемуары у ИИ получаются лучше:

— Никогда не думал, что война так изменит мою жизнь. Я, поэт, что до этого времени выражал чувства и мысли на бумаге, вдруг оказался на передовой, среди братьев по оружию. У меня никогда не было опыта войны (молодец ИИ, знает, что в Гражданскую Маяковский занимался агитацией, а не рубил шашкой белых. — И.В.), но тотчас же я встал на защиту своей страны, своей Родины — Советского Союза.

В первое время у нас царило волнение и страх. Мы были молодыми, неопытными (в 54 года остаться молодым — это нужно постараться. — И.В.). Каждое утро начиналось с тревоги, а каждую ночь мы засыпали в окопах, послушно ожидая зова ракет. Я запомнил, как в одном бою, среди оглушительного грохота, мы крепились друг к другу, как хрупкие нити, соединяющие свет и тьму. Но вскоре ненависть к фашистам, эта безудержная ярость, заполнили меня, и отказаться от этих чувств было невозможно. Я вспомню тот момент, когда в один из опасных дней нашего наступления на врага мне представилась возможность подбить вражеский танк. Сколько раз я видел в фильмах, как это выглядит, но тогда все прошло мгновенно. Я схватил гранату, чувства, особенно страх, были на заднем плане. Оставалось только одно — пулей мчаться к врагу. Танкист подбил наш опорный пункт, я чувствовал, как земля в тот момент дрожит. С собратом мы побежали к танку. Я поставил ногу на его гусеницу и выдал свой крик, помню, как он пронзил тишину. Момент замер, все вокруг замерло, сжимая сердце до немоты. Я метнул гранату. К счастью, попал. В тот миг раздался взрыв, я ощутил вибрацию всей земли, как если бы сам мир проснулся. Мы с товарищами закричали от радости. Это было нашей победой, нашей необходимостью. Я вдруг понял, что слова — это не просто буквы и рифмы, это и есть сама жизнь, борьба, страсть. В тот момент я был не просто поэтом, я чувствовал себя частицей великого единства, вровень со своими соратниками. В те годы я понял, что мы творим историю, и эта история — о мужестве, а не о страхе.

Правда, эпистолярный жанр для ИИ оказался почему-то неподъемным камнем, так что «письма не в стихах от Маяковского советскому правительству по случаю открытия в 1954 году в Обнинске экспериментальной АЭС» мы так и не дождались. На выходе были стихи, причем в столбик, зато в начале стиха стояло правильное обращение: «Товарищи!»:

В недрах мая, что гремит генеральной линией,

Светит новый день — атомный.

Вот она, колоссальная мечта:

Создан был атом, пришла пора

Создавать из него электрический свет,

Чтобы разогнать мрак в каждом доме,

В каждом сердце, в каждой душе!

На устах у нас — гремят фразы,

В них звенит надежда, как струна.

Первой АЭС в Обнинске — наш флаг,

Знамя труда и разумной свободы!

Электрический импульс! Братство атомов!

Вместе — к светлому, в бездну бесконечности!

Дорогие знатоки слова и дела,

Вы, что ведете впереди нас на путь стремительный,

Я призываю создать, разрушать и возводить,

Металлические чудеса из искр,

Чтоб юные глаза сияли,

Чтоб жили бестревожно, без лишних мук.

Помните, товарищи,

Что мы стучим в двери новых идей,

Мы — незаурядные люди,

Несущие в каждый город, в каждую страну

Мощь атома в славу прогресса!

Ваш Маяковский.

Кстати, чат даже пояснил свой замысел: «Письмо представлено в стиле Владимира Маяковского, подчеркивая его страсть к социалистическим идеалам и технологическому прогрессу».

Гулять так гулять — подумали мы и напоследок попросили облечь в прозу «Воззвание Маяковского в гражданам СССР в честь 100-летия со дня рождения Ленина», которое Советский Союз праздновал в 1970 году:

Товарищи, люди великой страны!

Собрались мы сегодня, чтобы отметиться в истории, отдать дань памяти человеку, который навсегда изменил наш путь, — Владимиру Ильичу Ленину. Столетие со дня его рождения — это не просто дата, это символ свершенной революции, тот свет, что ведет нас к новой эпохе.

Каждый из нас, от рабочего до колхозника, от интеллигента до солдата, обязан помнить о том, что именно Ленина дух вдохновил на смелые действия, на свержение старого порядка и на создание нового мира, где труд и знания становятся основой жизни. Это время объединения усилий для достижения невиданного прогресса, для победы над невежеством и угнетением.

Сегодня мы чтим его память, но и должны помнить, что идеалы, за которые он боролся, нельзя оставить в прошлом. Мы должны взять на себя ответственность за будущее, строить новую реальность, где каждый гражданин будет чувствовать свою значимость, где справедливость и равенство станут не пустыми словами. Да здравствует Ленин! Да здравствует наша с вами работа ради величия СССР! Вперед, к светлому будущему, продолжая путь, проложенный нашим вождем!

Из последнего опыта можно сделать вывод, что газету «Правда» целиком и полностью можно было десятилетиями варганить с помощью бота — пропагандистскую стилистику электронный ум освоил просто идеально. По смыслу в этом тексте все верно. Не хватает только одного — поэзии и любви, которые были в каждой черточке, оставленной на бумаге Маяковским. Как там было? Вспомним.

Люди — лодки.

Хотя и на суше.

Проживешь

свое

пока,

много всяких

грязных ракушек

налипает

нам

на бока.

А потом,

пробивши

бурю разозленную,

сядешь,

чтобы солнца близ,

и счищаешь

водорослей

бороду зеленую

и медуз малиновую слизь.

Пока вы видите разницу между настоящим творчеством Маяковского и чатботовским, вам не нужно доказывать, что вы — человек, отмечая на идиотских картинках автобусы и светофоры.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...