Жертва придворной интриги
Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно самый камерный и недоступный для широкой публики театр, потому что предназначался для императорской семьи и узкого круга придворных. Тут крайне редко давались постановки какого-то одного целого спектакля. В основном в программу входили три отдельных акта, в каждом из которых показывалась одноактная оперная, драматическая и балетная постановки.
Для того времени это была так же своего рода экспериментальная площадка, потому что если, балет показанный в Эрмитажном театре имел успех в придворном кругу и одобрен императором, то его переносили на сцену Мариинского театра. Так и произошло, например, с балетом «Времена года», о котором рассказ впереди.
А вот балет «Роман бутона розы» не только не попал в то время на большую сцену, но оказался последним балетом великого французского хореографа, с именем которого сейчас связывается само понятие Русский Балет.
Действительно ситуация сложилась тогда в Императорских театрах очень непростая. "Сижу дома. Узнаю, что спектакля в Эрмитаже не будет. Весь мой труд пошел прахом....Опять неприятная новость и скверный день" – записал Петипа в своем дневнике 9 января 1904 года, а некоторое время спустя подвел итог: "Приходится смириться. Кабы только я остался в живых и у меня хватило сил, и моя поганая болезнь позволила мне поставить хотя бы в будущем году мой балетик «Роман бутона розы»". Но и на будущий год «балетик» поставлен не был. «Бутон розы» целиком показали лишь один раз, да и то только через 9 лет после смерти Петипа и через два года после революции в 1919 году (в постановке Александра Чекрыгина).
Покровитель Петипа, бывший директор Императорских театров Иван Всеволожский, с которым хореограф в совместной работе создал шедевры - балет «Спящая красавица», «Щелкунчик» или «Раймонда» - ушел со своего поста и теперь руководил Эрмитажным театром, где Мариус Иванович и создавал свои последние балеты.
После Всеволожского новым директором единой дирекции императорских театров был назначен князь Сергей Волконский, но продержался он на этом посту очень недолго. Вынужден был подать в отставку из-за конфликта с Матильдой Кшесинской. При попытке директора наложить на неё штраф за отказ надеть не шедшие ей фижмы в балете Петипа «Комарго», Кшесинская пожаловалась своим покровителям из царской семьи — в результате Волконский был вынужден отменить штраф, и оскорбленный, отказался остаться на своём посту. Его отставка была принята 7 июня 1901 года.
Когда Волконского сменил Владимир Теляковский, ситуация вокруг Петипа еще более усугубилась. Новый директор считал прославленного хореографа слишком старым для занимаемой им должности. Опытный царедворец понимал влияние Матильды Кшесинской при дворе, поэтому он озаботился тем, чтобы любимая танцовщица императора, любовница великих князей в этом балете получила центральную партию. Но даже ему это оказалось не под силу.
Что же произошло на самом деле можно понять по дневникам Петипа и Теляковского Последний подозревал здесь интригу против себя лично, которую, как он полагал, плел прежний директор - князь Всеволожский. И решив себя обезопасить, Теляковский, во-первых, доложил о ситуации министру двора барону Фредериксу, а во вторых пообещал самой Кшесинской дать главную партию в другом балете «Путешествующая танцовщица». Фредерикс, в свою очередь, поставил в известность императора Николая II. Царь, видимо, устав от балетных игр , принял другое решение и балетная часть из мероприятия вообще исчезла, чего прежде никогда не бывало. И «Бутона розы» публика так и не увидела.
Балет «Роман бутона розы и бабочки» начинает вторую жизнь
Как бы то ни было, балет исчез и только спустя сто с лишним лет появился на сцене: сначала в Казахстане на сцене оперного театра в Астане (постановщик Василий Медведев), а потом и в России, когда Юрий Бурлака, пригласил в театр известного реставратора старинных балетов Наталью Воскресенскую осуществить постановку в Самаре.
Действительно, материалы по этому балету Воскресенская разыскивала к тому времени уже много лет. Так ей удалось обнаружить в фондах театрального музея Петербурга подробно расписанное либретто самого Мариуса Петипа, в котором значилось количество участников, фамилии исполнителей, порядок и содержание каждой музыкальной сцены.
Потом случилась еще одна счастливая находка – целых четыре комплекта крылышек бабочек к костюмам в фондах Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Это утвердило исследовательницу в мысли, что балет не только репетировался, но к нему уже готовились и декорации. А когда была найдена и музыка, пазл окончательно сложился у хореографа.
Хотя хореография, даже в записях, практически не сохранилась, Воскресенская изучившая стилистику Петипа по дошедшим до нашего времени его балетам, сочинила чудесную стилизацию, в которой воспроизвела дух и образ последнего балета классика.
Воскресенская вообще прекрасно умеет стилизовать ансамблевый танец конца XIX века, и симметричные построения, повторяющие симметрию регулярных парков Царского села и Петергофа, действительно сильная сторона стилизованного балета. Балет хоть и из жизни насекомых и цветов, но исполнен подлинной поэзии. Действие здесь происходит в фантастическом цветочном саду. Главные герои - Бутон розы (технически точная и выразительная балерина - Наталья Клеймёнова), Сфинкс, мотылек – красавец (эту партию на премьере танцевал обаятельный бразилец Педро Сиара). Перипетиям их любви и посвящен балет.
Тем не менее действуют тут и другие цветы и насекомые: четыре белых мотылька (здесь выделим Дениса Мазанова), шестерка бабочек, Лилия, четыре фиалки, а так же Колокольчик, Анютины глазки, Гвоздика, Пеларгония, Гортензия, Незабудка, Пестрая гвоздика, Хризантема, Ирис, Душистый горошек, Фуксия, Чертополох, Ландыш, Бархатцы.
И даже среди них не обошлось без любовной интриги и даже трагедии: коварная Настурция пытается отбить Сфинкса у Розы, а влюбленная в Бутон розы Старая бабочка (премьер труппы Дмитрий Петров) попадает под дождь, её крылышки обмякли и отвалились, она обратно превращается в гусеницу и умирает… А пытающаяся спасти Старую бабочку Роза увядает… Но с помощью волшебной палочки Лилии, обратно возвращается к жизни и распускается. Так что Роза показана в балете в трех биологических состояниях: как Бутон, Увядшая роза и Распустившаяся во всей своей красе.
Мертвая голова Сфинкса
В отличии от Казахстанского варианта балета в самарской постановке мы видим самые что ни на есть подлинные декорации Ивана Всеволожского. В этом Воскресенской помогла замечательный художник по костюмам Татьяна Ногинова, один из немногих редких специалистов, которая имеет вкус и мастерство к восстановлению до мельчайших деталей старинных театральных костюмов, что она продемонстрировала в недавней нашумевшей предновогодней премьере Самарского театра – балете Чайковского «Щелкунчик». В балете «Бутон розы» мы видим еще один шедевр от Ногиновой - доподлинно восстановленные костюмы по эскизам Всеволожского уже к самому последнему балету Петипа.
Интересно, что один из главных героев последнего балета Петипа – мотылек- красавец Сфинкс в природе встречается с рисунком на спинке, напоминающим череп. За что эту бабочку из семейство бражников именуют «Мертвая голова». Конечно, такого свойства роковому красавцу-мотыльку, причине раздора среди насекомых, в своем балете князь Всеволожский придавать не стал, а одел его в не слишком сочетающийся с костюмом Розы желтый костюм. В природе эта бабочка действительно имеет желтые цвета. Загадку костюма разрешила Татьяна Ногинова:
Этот костюм был создан для Фокина. У нас есть полый комплект эскизов костюмов расписанных Всеволожским. И мы ожидаемо думали на белый эскиз мотылька, что это и есть тот мотылек у которого с Бутоном розы роман. Какого же было наше удивление, когда мы обнаружили желтый эскиз на котором жирно Всеволожским было написано: «Фокин, Бабочка – сфинкс». Мы поняли причину. У нас есть Королевская лилия, она белого цвета и с пажом, и я думаю, что Всеволожский просто таким образом решил проблему цветового ансамбля на сцене, чтобы собрать триаду: белая Лилия, розово-красная Роза и желтый Сфинкс.
Четыре времени года
Как было сказано вначале, другой балет показанный в программе «Балеты императорского двора» - «Времена года», хоть и имеет в своей основе прекрасную музыку Глазунова, на сцене ставится не часто. Постановки его оказывались малоудачными и не закрепились на балетной сцене. Неудачу здесь потерпел даже Мариус Петипа, поставивший этот балет в 1900 году, после триумфального успеха созданного им совместно с Глазуновым полнометражного балета «Раймонда». В отличие от него «Времена года» балет одноактный. По сути, перед нами танцевальная сюита. Композитор создал музыку к теме вечного возрождения природы и жизни, то затухающей, то вновь воскресающей. А идея аллегорического балета, в котором каждое время года выступает со своими символами и атрибутами, возникла у Ивана Всеволожского, бывшего «театрального самодержца», к тому времени уже отстраненного от управления императорскими театрами и назначенного директором Эрмитажа.
Для Эрмитажного театра Зимнего дворца балет и ставился. И, как всегда у этого франкомана, предназначался для создания барочной атмосферы в духе придворных балетов эпохи французского абсолютизма. Одну из главных партий в нем — Царицы лета, Колоса, исполнила царская фаворитка, балерина Матильда Кшесинская, поддержкой которой утрачивающий свое влияние Петипа и хотел заручиться.
«Времена года» представленные Самарским театром были поставлены четырьмя молодыми современными хореографами в рамках проекта фонда Илзе Лиепа «Русский балет навсегда». Причем, молодые хореографы работали под руководством Юрия Бурлаки, Елены Богданович, Марианны Рыжкиной.
Сюжет, как известно, был разработан самим композитором Александром Глазуновым и перед участниками проекта стояла задача строго его придерживаться. Партитура Глазунова наполнена авторскими ремарками и хореографы должны были их учитывать и следовать в своих балетах задачам композитора.
Сюжет развивается на фоне красоты и разнообразия природы и тут постарался художник-постановщик Иван Складчиков. Его работа вполне гармонировала с впечатляющей работой Татьяны Ногиновой в балете «Бутон розы». И из двух отделений спектакля составилась довольно цельная программа.
В балете присутствуют мифологические и сказочные персонажи задуманные Всеволожским и самим Глазуновым. А по замыслу балет дает возможность зрителю совершить как бы своеобразное путешествие по самым разнообразным хореографическим стилям и течениям утвердившимся в конце XIX, в XX и начале XXI веков.
В первой, и самой удачной части балета - «Зима», поставленной в стиле классических образцов XIX века, однако органично сочетающихся с современными хореографическими элементами, хореограф Елизавета Мазуркевич использует согласно указаниям композитора таких персонажей как Иней, Лед, Снег, Град. Здесь есть танец снежинок, вариация Мороза, есть в соответствии с задумкой Глазунова даже Гномы. И артисты Сергей Гаген, Анастасия Голощапова, Денис Мазанов, Светлин Стоянов и другие оттанцевали эти образы виртуозно, легко и вдохновенно.
Легкий, теплый ветерок Зефира начинает второй эпизод балета - «Весна», хореографа Лилии Симоновой. Здесь имеется и Ласточка, и экзотическая Роза, цветы и птицы. Задача перед хореографам стояла «исследовать стиль Михаила Фокина» и «последующий конструктивизм 20-х годов XX века». Тем не менее эта часть спектакля выбивается из стилистического единства остальных частей, и смотрится довольно чужеродной вставкой.
В эпизоде «Лето», задуманном как «оммаж балетмейстеру Джорджу Баланчину», есть нимфы и летние цветы: красные маки, синие васильки. Над всем властвуют царица лета - Колос с шаловливыми фавнами и сатирами, образы которых художнику явно навеял балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна». Так случилось что один из участников проекта выбыл, так что этот эпизод в балете «Времена года» поставила сама куратор проекта Марианна Рыжкина, чей хореографический подчерк Баланчина как раз совсем не напоминает.
«Осень» Даниила Благова, должна была отсылать к современности, которая и была показана хореографом со всей полнотой чувств и темперамента. Здесь царят Вакх и Вакханка, одетые в костюмы напоминающие знаменитый балет Фокина «Шехерезада». А передавая образы осеннего умирания природы, хореограф по собственному признанию, представлял образ перезревшего и упавшего на землю, гниющего яблока. Такой своеобразный «декаданс», только уже в начале XXI века, артистам Самарского театра Дмитрию Петрову и Веронике Земляковой удалось воплотить на сцене образно, томно. графически и пластически адекватно поставленным перед ними задачами и очень красиво.