Срочные новости раздела
Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?

В группу застройщиков, как сообщается в театральной программке, вошли: прораб Кирилл Люкевич, он же режиссер, конструктор Настасья Федорова – драматург, адаптировавшая рассказы Аллы Горбуновой, архитекторы, то бишь сценографы и художники по костюмам, Мария Лукка и Александр Мохов. За городскую систему видеонаблюдения отвечал застройщик Антон Русаков, благодаря которому мы наблюдали за игрой в куклы на экране.  

В «инсталляционную интерактивную игру в город и горожан» с нами сыграл режиссер Кирилл Люкевич, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», премии «Прорыв», специалист в области сайт-специфичного театра, а также главный режиссер и сооснователь «Самого маленького театра Блоха» в Санкт-Петербурге. У него завидный послужной список и слава экспериментатора.

Кирилл Люкевич ставил спектакли в Александринке, театре на Литейном, пермском Театре-Театре, да много где. И что интересно – был ассистентом режиссера у Андрея Могучего на «Холопах» в БДТ, одного из самых мощных спектаклей последнего времени.

Худо-бедно в «Практике» нам объяснили, что есть вещи, сделанные из вещества, а есть вещи, сделанные из ума, - ущи. Об этом написала в своем первом сборнике рассказов «Вещи и ущи» Алла Горбунова, выпускница философского факультета, лауреат премий Андрея Белого, «Дебют» и «НОС», поэт и писатель, чьи произведения переведены на 18 языков. Инсценировала ее рассказы драматург Настасья Федорова, выпускница Санкт-Петербургского института кино и телевидения, мастерской уникального театрального автора Натальи Скороход. В общем, список регалии «застройщиков» впечатляет - лучшие люди поколения. Что же у них получилось? 

Зрители заходят в зал, в центре которого установлен макет современного микрорайона где-то на окраине Москвы, современного и однообразного, в котором скучно жить. Сценографы Мария Лукка и Александр Мохов, ученики Эдуарда Кочергина («Золотая маска» и «Золотой софит»), имеющие опыт работы в разных странах, а на родине с Григорием Козловым, Петром Шерешевским, Юрием Бутусовым, Анатолием Правдиным, Явором Гырдевым, создали то лучшее, что есть в этом спектакле  - макет. 

Со времен рязановской «Иронии судьбы» мало что изменилось в градостроительстве. Подобные многоэтажки, копии которых мы видим, заполнили Москву и Петербург. Но тут они даже симпатичные, с загорающимися окнами, а рядом - дороги, трамвай, лихо мчащийся по рельсам. Все, как в детской игре, какой-нибудь игрушечной железной дороге. Макет можно рассматривать до тех пор, пока не появятся четыре актера.

Они займут свои места около него. Один из них извинится за то, что нам предстоит в основном созерцать его спину. И начнется понарошечная жизнь района Г. Вот и гадай, что означает его название.

Шёл N по улице, дошёл до перекрёстка… На следующий день вечером N опять вышел на улицу, дошёл до перекрёстка... На кого-то весенними вечерами нападал бред бытия… Такие они, герои Аллы Горбуновой. У каждого из них своя история. Дополняют их своими рассуждениями и воспоминаниями о собственной жизни участники спектакля. 

Одна из актриса вспоминает, где она раньше жила, пока не переехала в район получше. Все тут «дети окраин» с нестройной речью, памятью о прежней жизни в других городах. В руках у актеров пульт. Нажмешь кнопку – раздастся какой-нибудь звук, лай собаки, что угодно и на все случаи жизни.

Актеры постоянно снимают на камеру друг друга и краешком зрителей, макет, увеличивая его детали, игрушечные фигурки горожан во главе с той, что символизирует саму Анну Горбунову. Кто-то достает чипсы и ест. Повезет кому-то из зрителей – их тоже угостят. Все время что-то происходит и в тоже время ничего не происходит. Идет своим чередом вялотекущая жизнь. 

И проживают ее мужчина с велосипедом, женщина с сумкой, критик искусства N, который пишет в соцсетях всякую муть, удостаиваясь за нее не более сорока лайков и ни одного предложения работы. Еще есть Мишенька Наоборот, который делает все наоборот из вредности, некая Козбкина и просто Мужик, а также школьный учитель, некий Аркадий Львович и кот Барсик.

Отдельно значатся жители города, играющие жителей города - Саша Никитина, Ясмина Омерович, Александр Шадрин и Никита Юськов, с которым уже доводилось повстречаться на проселочной дороге в Ясной Поляне, где он участвовал в летнем действе по Толстому. Друг друга «жители города» называют своими реальными именами. Все они - симпатичные и молодые люди, а разговор почему-то не клеится. Какая-то пустота.  

Они говорят от лица героев Аллы Горбуновой, но и от первого лица, про свой опыт и мелкие проблемы из серии, как заплатить за квартиру. Поддерживать разговор с ними не хочется.

Зрители иногда отвечают на адресованные им вопросы: «Кто живет в Москве?», «Кто коренной москвич?» Интересно, что на дипломном спектакле в ГИТИСе юная актриса тоже обращается к залу, спрашивает, кто откуда приехал. Выясняется, что есть гости из Саратова и Беларуси, но эта информация ничего не добавляет.

Речь у героев района Г. странная, далеко не литературная. В слово «пунцовый» ударение делается на первый слог и получается что-то почти метафизическое.      

Кирилл Люкевич обосновывает выбор литературного материала так: «Тексты Аллы Горбуновой совмещают в себе иронию и нежность по отношению к людям, понимание нелепой и недолговечной красоты нашего мира. Её рассказы написаны современным языком и касаются проблем и переживаний, которые понятны каждому, этим они сразу цепляют. Сборник «Вещи и ущи» — это истории десятка разных персонажей, и нам хотелось дать голос каждому, наделить его собственной историей. Так родилась идея создать на сцене инсталляцию с крошечными фигурками: узнаваемый густонаселенный городок, в котором все живут вместе, но при этом каждый тотально одинок. Об этом одиночестве расскажут артисты: свидетели, авторы или проводники в миры маленьких людей».

Идея хороша, но вылилась в какую-то пустоту. Возможно, в этом и соль. Раз удалось так много сказать о поколении, фактически не сказав ничего.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...