Срочные новости раздела
«Геликон-опера» празднует свое 35-летие

«Геликон-опера» празднует свое 35-летие

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом уже был манифест Дмитрия Бертмана: делать все не так, как все. Кстати, самому Дмитрию Александровичу было тогда 22 года. В той же возрастной категории была и его труппа — она насчитывала целых пять человек. А еще был оркестр — тоже из пяти человек. Возможно, маловато для партитуры Стравинского, но они справились. Во главе этой мощной оперной команды стояли основатели театра: кроме Бертмана — дирижер Кирилл Тихонов и концертмейстер Наталья Арутюнова. Увертюра, сыгранная пятью музыкантами под управлением маэстро Тихонова, прозвучала. А далее — большая пятиактная опера. Ну, любят здесь цифру 5!

Первый акт. От частного к общему. Действие разворачивается в Центральном доме медика на Большой Никитской, где «Геликон» играет на птичьих правах. Бертман знает, что после «Мавры» нельзя отступать от взятой высокой планки. А потому отправляет агентов в отдел редкостей библиотеки Московской консерватории. Агенты Бертмана возвращаются с добычей — неизвестной доселе рукописью оперы «Блудный сын» Клода Дебюсси. И на этот раз в театре «Геликон» — мировая премьера! Наступает 1991 год, и снова впервые поставлена опера-скетч Пауля Хиндемита «Туда и обратно», «Скрипка Ротшильда», написанная учеником Дмитрия Шостаковича Вениамином Флейшманом.

Появляется хор, который с первых сезонов своего существования превращается в легенду: то ли это хор, то ли балет, то ли миманс, которые умеют делать на сцене все. Вот только вопрос, за чей счет этот банкет. А за свой! «Геликон» записывает компакт-диски с «Маврой» и «Маддаленой» Прокофьева на британской фирме «Олимпия» и живет на полученные деньги почти год. Но деньги имеют свойство заканчиваться. Тогда Дмитрий Бертман и тенор, исполнитель партий первого положения Вадим Заплечный, покупают в Германии подержанный Opel-senator за 1000 марок, перегоняют его в Москву и продают. Деньги идут на новую постановку. Наконец город сдается перед натиском этого оперного организма: «Геликон» становится московским государственным театром.

Второй акт. Большая опера в маленьком театре. Пятилетний «Геликон» чувствует в себе силы: «а не замахнуться ли нам на большую оперу?» — и замахивается на «Пиковую даму». А потом и на «Травиату», а далее — «Аида», а следом «Кармен». Появляются художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. «Геликон» приобретает собственное сценографическое лицо. А еще и «Золотую маску». На сцене блистают Наталья Загоринская и Лариса Костюк. В репертуар добавляются «Евгений Онегин» и «Царская невеста». А потом «Сказки Гофмана» и «Севильский цирюльник», «Мазепа» и «Золотой петушок». И тут происходит нечто, что ставит «Геликон» на новую ступеньку его олимпийской лестницы: «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Оркестром дирижирует новый главный дирижер Владимир Понькин. А в 2000 году «Летучей мышью» здесь дирижирует Мстислав Ростропович. Детищу Бертмана уже 10 лет.

Третий акт. Маньяки на стройке. Сообразив, что пора уже снова что-то сделать впервые, театр легко решает эту задачу. И бьет наотмашь: ставит впервые в России оперу австрийского авангардиста Альбана Берга «Лулу». Мало того что музыка атональная, так еще и сюжет про проститутку, которую убивает маньяк. Чтобы закрепить успех, ставят «Средство Макропулоса» Яначека — конечно, язык не такой жесткий, как у Берга, но тоже ХХ век. И уж чтобы окончательно добить ревнителей Верди и Чайковского, театр ставит оперу Пуленка «Диалоги кармелиток».

Балетная интермедия. Здание на Большой Никитской закрывается на реконструкцию. Экскаваторы роют котлован, рабочие снуют, краны работают, а артисты едут на Арбат в офисное помещение, никакого отношения к театральному делу не имеющее. И героически играют там свой репертуар — без гримерок, без акустики, с пропускной системой входа в здание, и что самое катастрофическое — без оркестровой ямы.

Четвертый акт. Возвращение блудного театра. 2013 год. Бертману уже 45. И надо думать о следующем поколении режиссеров. И он придумывает конкурс «Нано-опера», как раз для того, чтобы увидеть: что там за ребята наступают нам на пятки? Ребята оказываются дерзкими и талантливыми. И до сих пор раз в два года демонстрируют в «Геликоне» свои нанозатеи. Ну а взрослые тоже не отстают. И в 2015 году совместно с Московской государственной филармонией выпускают «Демона» с участием Дмитрия Хворостовского. А вскоре играют первую премьеру на исторической сцене после реконструкции — «Садко» Римского-Корсакова. Теперь большую оперу можно играть на большой сцене. Всегда заполненный зал «Стравинский» (поклон первому автору) вмещает около 500 зрителей.

Пятый акт. Дом и фандом. И снова впервые: народный артист СССР Владимир Федосеев впервые дирижирует оперой в России. Он ставит в «Геликоне» «Пиковую даму» — и это событие мирового масштаба. В репертуаре появляется «Евгений Онегин» — реконструкция спектакля Станиславского 1922 года. А затем появляются спектакли, которые могут соревноваться между собой за статус лучшей постановки зрелого Дмитрия Бертмана. К этому времени вырос режиссер Илья Ильин, у которого обнаруживается свой почерк.

Театр становится, как теперь модно, культурным кластером. Впрочем, кластер — это все-таки не про «Геликон». «Геликон» — театр-дом. Потому что построен на принципах русского театра в версии Станиславского. Причем дом не только для тех, кто в нем служит, но и для зрителей, которые, как уже говорилось выше, давно составили геликоновский «фандом».

Эпилог. А вы знаете, что…

Консультантом на постановке «Евгения Онегина» в 1996 году была Зоя Соловьева, исполнявшая роль Татьяны в спектакле Станиславского в 1935 году.

Именно в «Геликоне» впервые в России появились титры («бегущая строка»).

«Геликон» ввел традицию исполнять оперы на языке оригинала.

На премьере спектакля «Бал-маскарад» Дж. Верди постановкой Дмитрия Бертмана дирижировал прямой потомок Верди, итальянский дирижер Симоне Фермани.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...