Срочные новости раздела
Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Проект ГМИРЛИ им. В.И. Даля, получивший название «Товарищ Наркомпрос!», становится первым за десятилетия выставочным «байопиком» о Луначарском. Благодаря геометрии здания на Зубовском бульваре, 15, жизнеописание первого наркома просвещения РСФСР можно смотреть в хронологическом порядке (от детских фотокарточек на входе до некрологов, опубликованных в прибалтийской прессе, — на выходе). Либо — зайти не в ту дверь и увидеть судьбу и деятельность Анатолия Васильевича в «обратной перемотке» — и это, кстати, крайне интересный вариант.

И здесь нужно пояснить, что глава Наркомпроса тогда — это как три министерских портфеля сегодня: министра культуры, министра просвещения и министра науки и высшего образования одновременно. И Луначарский — в силу энциклопедических знаний, множества созданных им литературных произведений и публицистики, огромного числа культурных инициатив всесоюзного масштаба и мощном влиянии на историю, внимания к живописи, музыке, литературе — оказывается Михаилом Ломоносовым своей эпохи. С ним как с равным разговаривали Ромен Ролан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Герберт Уэллс (в книге «Россия во мгле» раскритиковавший большевизм, но это другой вопрос).

Меньше всего хочется «пересказывать» выставку, но если кратко, то орфографическая реформа, то есть окончательное изгнание из русского алфавита «лишних» букв типа Ѣ, Ѳ и твердого знака в конце слов с закрытым слогом — это Луначарский. Ликвидация безграмотности — тоже он. А еще Луначарский — это приведение в порядок разграбленных дворянских усадеб и дворцов и создание на их базе великих музеев, восстановление театров — пусть в обслуживающем идеологию виде, но восстановление. Наконец, при нем было непродолжительное, но все же послабление в плане свободы творчества для художников, вылившееся в 1919 году в проведение Первой государственной свободной выставки произведений искусства в помещениях Дворца искусств (Зимнего дворца).

В условиях тотального отречения от старого мира Луначарский пытается сохранить такую «барскую» реалию, как производство фарфора, хотя из ненависти к Николаю II бывший Императорский завод могли запросто отменить или перепрофилировать — зачем пролетариям глазурированная посуда?

Наконец, несмотря на его участие в государственном богоборчестве, Луначарский определяет православную икону и фреску как предмет искусства, спасая хотя бы каноническую часть христианского наследия от современного Луначарскому и будущего уничтожения.

И вот какие экспонаты нужно увидеть обязательно, помимо агитплакатов, созданных Маяковским. На первом месте — мемориальный кабинет Луначарского с письменным столом, личными вещами и подлинными табличками: «А.В. Луначарский» и «Народный комиссар по просвещению дома по делам не принимает…»

На втором — снимок Луначарского в Таганской тюрьме и копии донесений на него (дореволюционных, конечно же).

На третьем — образцы газеты «Известия» от 1918 года. Сначала номер в старой орфографии, затем — в новой, но частично: основной текст — по-новому, а заголовки — еще с «ерами».

Остается заметить, что масштаб личности Луначарского признавали его современники — и я говорю не только о Маяковском, который наркома боготворил в коммунистическом смысле этого слова. Это как бы оценка изнутри, мнение единомышленников.

Но вот мы читаем некролог, опубликованный 28 декабря 1933 года в отнюдь не симпатизирующей Советам прибалтийской газете «Сегодня» (Рига): «С Луначарским сходит в могилу уже вымирающий тип русского революционного интеллигента. Он не принадлежал к старой большевистской гвардии, был скорее ее попутчиком, но теперь и при самодержце Сталине настоящие интеллигенты старой гвардии постепенно ликвидируются и исчезают из обращения».

В случае с Луначарским прямой ликвидации, конечно же, не было, но он впал в немилость и в итоге должен был отправиться «в почетную ссылку» в Испанию. Но полномочным представителем СССР Анатолий Васильевич так и не стал — по пути в Мадрид он умер от стенокардии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...