Срочные новости раздела
105 лет со дня рождения Юрия Нагибина: наследие классика

105 лет со дня рождения Юрия Нагибина: наследие классика

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?

— Его не издали, потому что существует издательский барьер: автору нужно несколько лет жизни посвятить человеку, причем издатель будет сомневаться, разойдется ли эта книга. Про гонорарную сторону этого дела я и вовсе не буду говорить — из милосердия.

— «Участник ВОВ» — это слишком общие слова. Можно ли по каким-то источникам воссоздать полную историю пребывания Юрия Марковича на фронте? Например, по его знаменитому «Дневнику»?

— Конечно, можно. «Дневник» его очень интересен, и там есть подробности войны, которые вовсе не парадны, страшны и точны. Многое можно понять из его «Дневника». Сам Нагибин вспоминал о своей военной биографии так: «Для меня, в моей судьбе, война делится на несколько периодов. От июня 1941 до января 1942-го я тщетно пытался попасть на фронт. С января 1942-го до октября того же года служил на Волховском фронте, был инструктором-литератором газеты для войск противников «Soldaten-Front-Zeitung» с двумя кубарями, месяц провел на Воронежском фронте, куда меня перевели по закрытии немецких газет, затем изживал последствия двух контузий и в марте 1943-го вернулся на фронт уже в качестве военного корреспондента газеты «Труд» — до конца войны».

Два кубаря — это лейтенантские знаки различия в петлицах. Почему Нагибина сразу не взяли в лейтенантскую школу? Да потому, что в анкете у него значился отец, репрессированный по 58-й статье.

Ну а за документальными подробностями нужно съездить в Подольский архив Министерства обороны. Ну, заручиться еще разрешением от наследников. Вы поедете? Будете переписывать документы в тетрадочку? Нужно быть самоотверженным человеком. Но, надеюсь, такой найдется.

— Какое произведение из изданных во время ВОВ и в первые послевоенные годы для вас самое ценное? Насколько это были честные (а не исключительно пропагандистские) свидетельства о том, что пережили наши солдаты и народ за четыре года?

— Здесь важно то, что в прозе Нагибина война всегда косвенная. И самые знаменитые его вещи говорят о людях, которые войной ломаны, но не сломлены. У него есть рассказ «Зимний дуб» — про мальчика, который умет слушать природу, дыхание леса, пение птиц, но читатель понимает, что отец его убит на войне, замены отцу не будет никогда, а семья хранит особую гордость.

Или другой пример. Нагибин — автор повести «Срочно требуются седые волосы», название которой стало нарицательным. Фильм, поставленный по этой повести, который называется «Поздняя встреча» (1978), надолго стал советским аналогом «Мужчины и женщины», где на месте ироничного француза Трентиньяна — интеллигентный отечественный Баталов.

В чем там дело? А вот в чем: на студию «Ленфильм» приезжает инженер из провинции, он уже проконсультировал фильм, получил гонорар (инженер этот — специалист по катапультам), причем на все деньги купил несколько книг по истории Петербурга. На студии он знакомится с красивой женщиной, они гуляют по городу и встречаются со стариком, который везет их на катере куда-то за город. Оказывается, что этот провинциальный инженер в прошлом воевал, был летчиком на штурмовике Ил-2, а его погибший бортстрелок — как раз сын этого старика с катера.

Молодая женщина, разумеется, влюбляется в этого инженера-летчика, но ему трудно уйти из семьи, хотя они созданы, как говорится, друг для друга. Они так и не соединяются. По этой повести и фильму видно, что Нагибин очень хорошо понимал социальный запрос.

Важная веха в киноискусстве о войне — фильм «Председатель», сценарий к которому писал Нагибин. Там однорукий председатель колхоза — не просто фронтовик: его прототипом был партизан Орловский (1895–1968), Герой Советского Союза, а потом еще и Герой Социалистического Труда, который начал воевать с фашизмом еще в Испании, а в 1943-м в партизанском госпитале после ранения ему отпилили руку обычной пилой без анестезии. Говорят, прототипу фильм не понравился, но одновременно актер Ульянов в роли этого председателя так впечатлил маршала Жукова, что тот выбрал его на роль самого себя в киноэпопее «Освобождение».

— Мне крайне интересны адресованные врагу листовки, которые Нагибин создавал. Но не думаю, что можно найти специалиста по ним.

— Вы правильно думаете. Листовки есть, часть их тоже присутствует в архивах, но работать с ними тяжело. Нужен человек, который посвятил этому жизнь, понимая, что некоторые выводы могут не понравиться публике. Боюсь, что в листовках, сочиненных Нагибиным, было не очень много индивидуальности, и вы вряд ли отличили бы их от текстов, скажем, Копелева или множества талантливых людей с приличным немецким. Листовки — дело не авторское, они живут по другим законам.

— Давайте поговорим про его участие в редколлегиях советских литературных журналов — «Знамя» и «Наш современник». Был ли Нагибин «вторым Твардовским» в смысле протаскивания авторов через препоны цензуры?

— Нет, никаким Твардовским он не был. Нагибин был скорее человеком стиля, барином, создание школы ему было чуждо. Хотя помочь человеку он мог, что ж нет.

— Почему в хрестоматийной статье «Двоенье Юрия Нагибина» Солженицын отзывается о нем отнюдь не комплиментарно, в том числе о фронтовой деятельности Юрия Марковича?

— Ну, это «почему» упирается в то, что мы сейчас не можем спросить Александра Исаевича о мотивах его оценок. Да и тогда не смогли бы. Но вот смотрите: один человек — капитан, командир батареи, которого выдернули с фронта и засунули сперва в тюрьму, потом в лагерь и уж затем — в вечную ссылку. (Так и писали: «в ссылку навечно».) А другой человек — инструктор Политуправления и в тот момент, когда первый хлебал баланду в бараке, был сыт, хорошо одет, успешен. Нагибин действительно был настоящим модником — чего стоит одно соревнование в этом с Александром Галичем. И тут Солженицын в своем драном ватнике (ну, или плохо сидящем пиджаке), зато с осознанием своей миссии…

— Юрий Нагибин был богатым по советским меркам писателем. «Советская триада» — квартира, машина, дача — им была приобретена в полной мере? Судя по месту смерти — поселок Советский Писатель, — дача точно у него была.

— Да. И я думаю, он был очень богатым. Не в последнюю очередь потому, что был кинематографистом. А за сценарии и в те годы платили много. Однако я противник простой антропологии: ведь, понимаете, структура трат и заработков за эти годы изменилась кардинально. Но достаток в семье Нагибиных был притчей во языцех.

— Если бы место установки памятника Нагибину зависело лично от вас — где бы вы его поставили? Какое место в России или за границей — самое «нагибинское»?

— Мне вообще кажется, что ставить памятник писателю просто так, для отчетности, довольно глупое дело. Прекрасно, если это небольшая статуя в уединенном месте, какие-нибудь лавочки и пара столиков, чтобы люди могли выпивать и закусывать, споря о мертвом писателе. Правда, это не поощряется нашим законодательством.

Так что можно остановиться на клубе имени писателя, в котором бы собирались читатели, ругались, выпивали, но, главное, говорили о литературе — такое бывает в хороших библиотеках.

Где такой памятник ставить — совершенно неважно. Вернее, важно только то, чтобы читатели приходили. Хотя если мы имеем дело с писателем-мистиком, то можно устроить ему памятник в лесу, чтобы почитатели приходили туда раз в год — совершить обряд обсуждения и филологическую конференцию у костра.

Для Нагибина и то и другое необязательно. Но в Москве достаточно скверов с лавочками, где можно поспорить о нем в тени скульптуры. Он ведь еще был и очень красив.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...