Срочные новости раздела
Необычную музыкальную программу представили в Московской консерватории

Необычную музыкальную программу представили в Московской консерватории

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло совершить путешествие по России и Европе (что в нынешние непростые времена — люкс), а еще — по эпохам. Но тур, естественно, музыкальный.

Глядя на программу концерта возникает вопрос: что общего у этих композиторов, помимо того, что они современники (старшие и младшие)? Танеев, Чайковский, Респиги, Брух и Воан-Уильямс…Знатоки легко свяжут Чайковского и Танеева между собой не только потому что они русские композиторы, но и по причине того, что Сергей Иванович учился у Петра Ильича. А Макс Брух преподавал композицию Воан-Уильямсу и Респиги. Последний в дальнейшем поехал в Россию, где брал уроки у Римского-Корсакова.

Еще одно переплетение в программе — эпохи, к которым обращались композиторы. Прозвучала увертюра «Орестея» Танеева из одноименной оперы, которая, в свою очередь, вторит трагической трилогии древнегреческого драматурга Эсхила. «Мостиком» в античность из Европы стала симфоническая сюита «Осы» Ральфа Воан-Уильямса, но здесь уже комедийная история. Интересно, что музыка Воан-Уильямса в последнее время все чаще звучит в России, да и сам он — видная фигура, один из немногих знаменитых британских композиторов начала XX века. Более того, в числе его заслуг — возвращение интереса публики к британской академической музыке.

Второй «связкой» стали симфоническая фантазия Петра Чайковского «Франческа да Римини» (кстати, посвященная Танееву), вдохновленная Данте и «Триптих Боттичелли», сюита для оркестра Отторино Респиги. Любопытно, что в России в конце XIX столетия академическая музыка переживала свой расцвет, в то время как в Италии был своеобразный ренессанс симфонической музыки после почти столетнего перерыва. Его «Триптих Боттичелли» — это «возрождение Возрождения». Музыка вдохновлена, как несложно догадаться, картинами художника. Но как же она дополняет произведения живописного искусства! Респиги — тонкий симфонический колорист и блистательно владеет инструментовкой, что, кстати, удалось отразить оркестру и солистам (партия фортепиано – Елена Эндеберя, партия челесты – Максим Бетехтин). Но насколько же интересен взгляд на прошлое из современного композитору настоящего! Как результат блестящей работы музыкантов — продолжительная овация публики.

Ярким финалом стал Концерт для кларнета и альта с оркестром Макса Бруха. Здесь программу произведения автор предлагает нам дофантазировать самостоятельно: конкретики, как в предыдущих произведениях, нет. Однако отчетливо ощущается противопоставление лирики и героики, тьмы и света. Блестящий диалог солистов Евгения Петрова (кларнет) и Сергея Полтавского (альт)… Любопытно, что это произведение сильно отличается от своих «собратьев по времени». Опытный слушатель-любитель вряд ли скажет, что это произведение написано в начале XX столетия (1911 год). По ощущениям на век раньше. Кстати, критики эту музыку разругали в пух и прах как раз за «винтажность». А современная публика, напротив, восприняла ее как общий знаменатель всего концерта, итог: у прошлого есть чему поучиться, и оно прекрасно.

А что касается Баха, то о юбиляре того дня прекрасно написал когда-то Иосиф Бродский: «В каждой музыке Бах» — он вне времени. Поэтому что бы не играли в его юбилей, все равно ощущается его незримое, но слышимое присутствие.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...