Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова. Именно этому хору вторили многие пионеры, подпевали, развивая свой слух. Основатель коллектива Виктор Сергеевич Попов создал эталонные звучания многих детских советских песен-хитов.
Коллектив носит имя Виктора Попова, а руководит им Анатолий Кисляков — наследник традиций Виктора Сергеевича.
Казалось, что с развалом Советского Союза детские хоровые коллективы утратят значимость — все же они были частью идеологии, но неправ будет тот, кто посчитает хоры невостребованными в наши дни. Тем более — коллектив с такой богатой историей.
«У коллектива огромный репертуар, — говорит Анатолий Кисляков, возглавивший БДХ после ухода его основателя из жизни. — Не так давно мы давали концерт к нашему 55-летию, и в программе было заявлено 55 песен. Конечно, за концертное время мы не смогли бы спеть все, но у слушателей была возможность выбрать из этого списка. За полтора часа успели спеть 26 песен по заявкам. И 55 — не предел.
Золотой репертуар тоже на ходу. Зачастую, приглашая хор на выступление, организаторы так и говорят: «Нам нужен «Голубой вагон»!» Публика желает слышать советские хиты, включая идеологически правильные «Взвейтесь кострами, синие ночи».
И при Викторе Сергеевиче, и сейчас в коллективе царит атмосфера семьи, ребята хорошо знают, что такое настоящая дружба. Как поется в песне, которая до сих пор входит в репертуар хора:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Историей о дружбе в хоре и о большом жизненном уроке с «МК» поделилась Маргарита Суханкина, которую многие знают как солистку группы «Мираж» и артистку Большого театра. Случай произошел во время гастролей в Нидерландах. Маргарита, которой тогда было 14–15 лет, солировала в одной из песен на фламандском языке. При подготовке работали с переводчиком, оттачивали каждое слово, и зрители-голландцы решили, что юная певица владеет их языком. После концерта благодарная публика встречала артистку в коридоре, аплодировала и даже пыталась поговорить с ней на фламандском, задавала вопросы. Но главное, все как один твердили: «Прима! Прима!».
«Нос пошел кверху — зазналась, начала с подругами общаться через губу, а коллектив в ответ объявил мне бойкот, — рассказывает Маргарита. — Все перестали со мной общаться». Осталась лишь одна подруга, которая подсказала, что после успеха на концерте Рита повела себя недостойно. «Я призадумалась, — продолжает Маргарита, — не хотелось терять хорошие отношения с подругами. Проанализировала ситуацию и с тех пор звездную болезнь как рукой сняло. Контролирую свои успехи и отношение к ним».
Одним из первых солистов БДХ, еще до Сережи Парамонова, был Вадим Тихонов. В его исполнении мы хорошо знаем, например, «Трус не играет в хоккей», «Витька-почемучка» и многие другие. «Само присутствие в выдающемся хоре — это один большой подарок судьбы», — делится Вадим Тихонов. И один огромный урок жизни, ведь пение в коллективе — это далеко не просто песни и музыка.
«Главный урок — надо непрестанно трудиться и работать. Без труда не вытащишь рыбку из пруда и высокую ноту не возьмешь, — продолжает Тихонов. — А еще, чтобы петь на сцене, надо иметь хорошую психику и крепкое здоровье».
Вадиму действительно повезло, его заметил сам Виктор Попов и взял к себе. Но репетиции проходили в Москве, а юный солист жил в Подмосковье, на дорогу уходило два часа в одну сторону, и в любую погоду надо было ехать на занятия, не болеть и быть выносливым — хор закаляет характер. Во время гастролей после дня, проведенного в тяжелой дороге, вечером приходилось выходить на сцену и радовать зрителей. А потому забота о здоровье и занятия спортом стали неотъемлемой частью жизнь юного артиста тогда, впрочем, как и сейчас. В настоящее время Вадим Тихонов поет в Большом театре и говорит, что его мечта быть артистом на такой значимой сцене сбылась благодаря Виктору Сергеевичу и БДХ.
«У меня был очень высокий голос, и Виктор Сергеевич просил: «Вадим, покажи девочкам, как надо брать высокие ноты! — смеется Тихонов. — И мне всегда говорил, что учиться надо у великих — Робертино Лоретти, Энрико Карузо, Федора Шаляпина… Ведь они стали великими, потому что у них были свои «секреты», и нам нужно было их непрестанно познавать».