Срочные новости раздела
Звезда «Ленкома» Игорь Миркурбанов немного ошарашил московского зрителя своей новой постановкой

Звезда «Ленкома» Игорь Миркурбанов немного ошарашил московского зрителя своей новой постановкой

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое повествование-полотно по русскому классику, но как у Гомера). Также прочитываются слова «ад» и «ил» (остающийся после разлива Нила — потому что Древний Египет в спектакле — второе по важности смысловое отечество после России), и, наконец, если переставить буквы, «Аид» и «Аида» — потому что Аидой Поприщиной зовут жену «городничего» (мэра города NN-ска).

Создатели спектакля определяют его жанр как «театральный коллаж по мотивам произведений Гоголя», называя «Нос», «Ревизор», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души», «Портрет», но на сцене мы видим бонусом панночку из «Вия» в красном матричном платье и сапожках с копытами вместо подошв. И еще ряд текстов Николая Васильевича присутствует на уровне полунамеков, включая цитаты из публицистики и писем.

Тон всему действу задается в первой сцене, на совещании у Городничего/мэра NN-cка (Павел Капитонов), когда выясняется — не просто, что «к нам едет ревизор», но что это тот человек, которого где-то видели и он поселился в гостинице. Каламбур раскручивается по максимуму, «тот» произносится с почтением и ужасом — и это уже не указательное местоимение, а имя египетского бога Луны Тота, председательствующего на суде Осириса. Именно Тот (Сергей Пиотровский) будет во втором акте судить «страшным судом» вороватых чиновников из «Ревизора» с небольшим осовремениванием: почтмейстер (Андрей Сергиевский) станет служить на «Почте России».

При этом Тот одновременно будет «ревизором» (Самозванцем) и персонажем «два в одном» — Гришей-Носом, звездой шансона. Он споет «Рюмку водки на столе», будет носить черные очки и длинный плащ, что выльется во встречу Нео с Архитектором, как в фильме «Матрица. Перезагрузка». Впрочем, не менее запутанные трансформации и «совместительства» ждут всех актеров и персонажей.

Ставшая мемом в соцсетях игра слов «тот» — «Тот» (картинка, где человек с головой Ибиса и подпись: «Хорошо смеется Тот») постепенно превращает весь спектакль в чрезвычайно сложный для истолкования каламбур.

В этом всем есть пелевинское безумие и «смешение языка», тем более что к хромому псу с пятью лапами из «Genetation «П» Миркурбанов делает прямую отсылку.

При этом безумность задумки отрицать сложно — достаточно себе представить соседство Гоголя и Хайдеггера, матросов в бушлатах, квадроберов, блатных лагерных песен, неполиткорректных фразочек («англичанка гадит») и бардовских шедевров Визбора и Городничего, тьфу, Городницкого.

Но Миркурбанов предметно доказывает, почему это допустимо. Но режиссеру-постановщику (он же — автор инсценировки) и здесь удается «умыть руки», когда в спектакле звучит саркастическое: «Хорошо, что столичные авторы переписывают классику».

Главное же, что ключ к пониманию «Гогольилиады» нужно искать в «Записках сумасшедшего», а не у Пелевина. Потому что в стадии острого безумия Аксентий (в спектакле — Павел Иванович, как Чичиков) Поприщин путает Испанию и Китай и начинает ощущать непрочность Луны: «Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается. Я удивляюсь, как не обратит на это внимание Англия».

Смешение смыслов и слов происходит отсюда, как и Луна, сияющая на заднике сцены, то есть бог Тот, с празднеством которого в Древнем Египте наступала весна (ее в финале призывают русскими (!) народными песнями).

Остается сказать, что монолог мучимого в сумасшедшем доме Поприщина («Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною») Павел Капитонов исполняет с максимальной долей эмоциональности. За секунду до пронзительной сцены зрители ржали над шутками в духе «триста» и «тракториста», детских похабных стишков о зайце, вышедшем на крыльцо, и так далее. Но режиссер сознательно сначала окунает в кипяток, а потом в ледяную воду. Зачем он это делает? У меня есть один вариант объяснения. Чтобы пришедшие в респектабельный театр в центре Москвы люди услышали обращенные к зрительному залу месседжи: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!», «Все вокруг казнокрады и лихоимцы» и «Покайтесь, господа, успейте!». Такая вот метафизика. Вполне гоголевская.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...