Главный герой сериала — тринадцатилетний школьник, которого арестовывают по подозрению в убийстве одноклассницы. Но детективная интрига заканчивается очень быстро, и после изучения записей с камер наблюдения подозреваемый становится обвиняемым.
Четыре серии, каждая из которых снята одним планом, далеко не самый звездный кастинг (Стивен Грэм («Большой куш», «Точка кипения»), ставший также шоураннером сериала, и Эрин Доэрти — первоклассные британские актеры, но без яркого международного шлейфа, Оуэн Купер, сыгравший главную роль, — дебютант в кино, хотя сейчас просто нарасхват), к тому же никаких попыток щекотать публике нервы.
Школьную преступность сценаристы любят обставлять маргинальными подробностями. Родители, погрязшие в алконаркорутине, уличные банды, общая безысходность и прочие кошмары, непременно ведущие к уголовщине. В «Переходном возрасте» на все это нет ни единого намека. В доме обвиняемого школьника тишь да гладь, любящие родители, отец, чей самый большой грех — стремление побольше работать, чтобы обеспечить семье достаток, в общем, ничего похожего на почву для преступления.
На протяжении четырех серий главные персонажи (семья убийцы, детектив полиции, чей сын оказывается жертвой школьного буллинга, и психолог) пытаются найти ответ на вопрос «почему могло такое случиться?». Ответ мало кому нравится. Если мы думаем, что наши дети в безопасности, когда находятся в своих комнатах, то это заблуждение. Как только подростки выходят в Интернет, их неокрепшее сознание подвергается чудовищному прессингу социальных сетей. Рассуждения о кризисе маскулинности — не совсем местная проблема (это принято называть либеральной дурью), но какие-то четыре серии и у нас способны разжечь родительскую паранойю по поводу того, что недосмотрели, не поговорили, не уберегли, потому как были слишком заняты взрослыми проблемами. И попробуйте разобраться с этими эмодзи-кодами, на которых общаются детишки.
Реакция на сериал оказалась весьма впечатляющей. В британском парламенте шумели о необходимости принять меры, киноведы называли проект одним из главных событий в истории телевидения, психологи сетовали на попадание в болевую точку. Наконец, Илон Маск негодовал насчет того, что сценаристы сделали убийцу белым, хотя у главного героя есть прототип — семнадцатилетний молодой человек, убивший пятнадцатилетнюю девушку из-за плюшевой игрушки. Создатели сериала отрицают подобные аналогии, как и важность для них вопроса расы, однако шума вокруг проекта стало еще больше.
Впрочем, миллиардер, безнадежно страдающий хайпожорством, политики, киноведы, психологи, не забывающие высказаться на горячую тему, и прочие заинтересованные граждане всегда рады стараться ради больших медиа и своих подписчиков. Однако рекорды в стриминге и девятый вал обывательского беспокойства в социальных сетях внятно намекают на то, что сюжет «Переходного возраста» встревожил и тех, кто не ставит себе задачу писать по пять постов в день.
Отчасти все это немного неожиданно, потому как тревожные фильмы о подростках сложно назвать чем-то сенсационным или невиданным. У нас были «Чучело» Ролана Быкова и «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова. В мировой классике жанра — «Видео Бенни» Михаэля Ханеке, «Слон» Гаса Ван Сэнта, «Садист» Ларри Кларка и множество других фильмов на схожую тему. Но нужно учитывать один важный нюанс. Независимое кино вроде как для интеллектуалов и любителей специальных фестивальных программ. А если снято оно еще в прошлом веке, то обсуждение на уровне экспертов и мнение публики мало кого волновали.
Сейчас у всех, кто решил поделиться переживаниями по поводу «Переходного возраста», есть техническая возможность донести свое мнение до многих людей. И сам факт того, что публику так живо интересуют небольшие, непопсовые, изматывающие социальные драмы, наверное, можно отнести к сигналам о настоящих потребностях любителей сериалов.
Как бы ни пугали драконами и ни звенели мечами (настоящими и световыми) в многомиллионных фэнтези и научной фантастике, но лучшие спецэффекты, которые только может позволить себе индустрия, оказывается, могут утомлять и даже раздражать. В отличие от короткого сериала о том, что может случиться в каждой семье, где есть дети. Если он, конечно, будет написан, снят и сыгран, как «Переходный возраст».