17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С момента назначения Галактионовой прошло более двух месяцев, все это время новое руководство не делало никаких громких заявлений, но наконец тишину нарушили, чтобы рассказать о планах музея при новом руководстве, и зашли сразу с громкой цитаты Дональда Трампа, правда, перефразированной: «Моя главная задача — Make Пушкинский Great again». И вот как планируют это сделать.
Наведение порядка. Концепция музея, со слов Ольги Галактионовой, уже заложена в его названии — это музей изобразительных искусств, он междисциплинарный. Тут же обозначили, что помимо искусства Запада, Востока, Севера и Юга важно также отечественное и в том числе современное российское искусство. Коллекцию музея планируют пополнять, но для начала необходимо провести ревизию. «Навести порядок, а дальше — активно заниматься творчеством и выставками», — обозначила Галактионова.
Повторно рассмотрят покупки последних лет. На данный момент списка, с чем музей планирует «попрощаться», нет. Но есть работы, которые «в свое время вызвали дискуссию».
«Это обычная практика в мировых музеях — прореживание коллекции. Работы выводятся на аукционы, и далее вопрос решается в рамках правового поля», — пояснила Ольга Галактионова. Возник вопрос и о недавнем приобретении музея, картине Никаса Сафронова. Эта работа не в основном фонде, а в научно-исследовательском. По словам Галактионовой, к «разговору о ней вернутся после ревизии».
Не оценили шутку по поводу «снова сделать музей великим». Получается, он сейчас не таков? «Мне важно, чтобы этот музей был, есть и оставался впредь одним из величайших музеев мира, чтобы человек из другого города мечтал приехать в Пушкинский музей и увидеть его экспозицию, чтобы сюда стремились, чтобы сюда стояли очереди. Я хочу, чтобы наше государство было сильным, и его основа — это культура. Она определяет нацию. Я в этом уверена», — ответила Ольга Николаевна.
Современное искусство. Одним из важных направлений, в котором музей уже плотно и плодотворно работает, является «здоровое современное искусство», которое будет аккумулировано вокруг одного из главных музеев страны. Будут искать новые имена. Но как именно собираются этим заняться, осталось интригой.
О модной нынче цифровизации и мультимедиадизации Галактионова высказалась осторожно: «Я за то, чтобы это использовалось разумно. Мультимедийность имеет свойство быстро устаревать, и с этими вещами надо быть очень аккуратным. А вообще я за междисциплинарность во всех направлениях. Сейчас время такое».
Выращивание новых кадров. Многих волновало, что будет с нынешними сотрудниками музея, ведь, как известно, новое руководство часто приводит с собой свою команду. «Увольнений пачками, я надеюсь, не будет», — уверила всех Галактионова. Однако некоторые кадровые изменения все же предстоят. Команда при новом руководстве будет формироваться по принципу «использования сильнейших кадров, которые уже работают в музее»: «Здесь есть замечательные специалисты, надо правильно использовать данное», — подытожила Ольга Николаевна. Но есть нюансы: найти новые сильные кадры не так-то просто. И «их надо растить», и этим тоже планируют заняться в Пушкинском, так как есть дефицит. Кстати, Галактионова отметила еще один большой дефицит, который она подмечает не только как директор Пушкинского, но и как деятель культуры, — реставраторы, археологи и искусствоведы. «Через 10 лет у нас никого не будет. Какие выставки-блокбастеры? О них и говорить нельзя будет!» — эмоционально отметила Галактионова.
Хорошая работа. К слову, о блокбастерах. Сейчас на верстке новый выставочный план. Первый потенциальный выставочный хит ожидается уже с 23 апреля — «Подвиг музея». Экспозиция о подвигах музейщиков во время Великой Отечественной, когда люди спасали произведения искусство ценой своей жизни. Сыпались и другие названия грядущих проектов, но все же «главный блокбастер Пушкинского музея» — постоянная экспозиция. «Мы это видим по количеству народа, который каждый день приходит в музей. Это важно сохранять, преумножать и пополнять», — отмечает директор.
Еще один вопрос, который всех волновал, — знаменитые «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»: им быть или не быть? «Не понимаю, как мог этот вопрос возникнуть? — удивилась Ольга Николаевна. — Их отменить невозможно, это очень важная часть музея. Безусловно, «Декабрьские вечера» продолжатся, и это будет мультидисциплинарная история, которую мы дополним правильным выставочным сопровождением».
Итог всем проектам и намерениям нового директора можно уложить во фразу, которую Галактионова сама же повторила несколько раз: «Я не привыкла делать блокбастеры, я привыкла хорошо работать». А главным критерием, по которому можно будет судить о том, что Пушкинский движется в правильном направлении, директор назвала «работу музея как часы». Имеется в виду популяризация фондов музея и отечественной культуры, как продолжение великого дела Ивана Цветаева, создателя Музея изящных искусств (ныне Пушкинского). «Мне бы хотелось, чтобы меня сравнивали с ним, а не только с великими и замечательными предшественниками», — подытожила Галактионова.
Смотрите фотогалерею по теме