Срочные новости раздела
Музей МХАТ представил выставку «Качалов-Чацкий» к 150-летию актера

Музей МХАТ представил выставку «Качалов-Чацкий» к 150-летию актера

Журналистская привычка: прийти на место, все обследовать и задокументировать, сделать фотографии. Все начиналось как обычно — гостей открытия выставки запустили в Онегинский зал в доме Станиславского, на сцене афиша комедии «Горе от ума» в МХТ — явно дореволюционная — красиво. Подхожу, чтобы сделать кадр, как вдруг из-за нее возникает молодой актер в элегантном черном цилиндре. Лицо знакомое — он один из постоянных участников постановок режиссера Павла Ващилина, которыми Музей МХАТ уже по традиции открывает свои выставки. За ним появляется целая толпа юных актеров (все они студенты театрального колледжа им. Л.А. Филатова) — пора «делать ноги» в сторону зрительской части зала. Представление вот-вот начнется.

Перед нами разыграли капустник, которые так любят в МХТ, по мотивам пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума», обыграли все знаменитые цитаты и, конечно, особенное внимание досталось Александру Андреевичу Чацкому — эту роль Василий Качалов исполнял 33 года. Шутливо его даже назвали Качацким.

«С корабля на бал», а со спектакля — на выставку. Спускаемся на этаж ниже и погружаемся в атмосферу «Горя от ума», но только сто лет назад. Перед нами не просто экспозиция, а выставка-комедия. Между атрибутами из постановок разных лет — тростями, костюмами, эскизами к декорациям, которые воссоздают атмосферу спектакля, словно мы на сцене с актерами, здесь встречаются любимые цитаты из пьесы Грибоедова. Они не просто «разбросаны» по экспозиции — их тут обыгрывают. Например, возле Мозеровских старинных часов значится: «Счастливые часов не наблюдают» — улыбаешься, а потом задумываешься: либо мне врут мои глаза, либо я несчастливый человек… По-грибоедовски: смех сквозь слезы. Целый стенд с «перлами» из школьных сочинений, который, кстати, собрал возле себя довольно много зрителей и на некоторое время отвлек гостей от самого главного героя экспозиции, шикарного Качалова.

Однако и красавец-мужчина собрал свою долю зрительской любви, одинаково прекрасный во все годы постановок «Горя от ума»: и в 1906, и в 1914, 1924 и 1938 (когда Качалову было уже за 60!). Вместе с эволюцией Качалова в роли Чацкого здесь показывают и рассказывают историю постановок пьесы. В 1924 году этого персонажа исполняли Марк Прудкин и Юрий Завадский, Качалову же досталась роль Репетилова. Но, как это порой случается, Василию Ивановичу пришлось срочно и без репетиций выходить в роли Александра Андреевича — в сравнении с дореволюционными постановками третий по счету Чацкий Качалова стал строже к порокам фамусовского общества.

Неожиданно сыграть Чацкого Василию Ивановичу пришлось на 40-летии Художественного театра. Вообще, его исполнял Борис Ливанов, а Качалов стал Фамусовым. Но образ Чацкого его не отпускал, что заметил Владимир Немирович-Данченко и предложил артисту на юбилейных постановках снова выйти в образе Александра Андреевича. Качалов сомневался в своих физических силах, но свидетельством тому, что роль ему удалась, являются фотографии 1938 года, на которых он красив и статен не меньше, чем на аналогичных съемках предыдущих лет.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

В феврале Гаврас лично представил на Роттердамском кинофестивале свой новый фильм «Последнее дыхание» о том, как человеку можно достойно уйти в мир иной, и что могут для этого сделать его близкие и
подробнее...

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...