Срочные новости раздела
Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение фотографического кадра: на тонкой пленке на первом плане — красноармеец и женщины за уборкой капустной грядки, второй план — величественный Исааакий. В сумме мы получаем эффект присутствия, достоверно возвращающий в 1942-й год. При этом и «простые» снимки из Центрального государственного архива кинофотодокументов СПб мощно воздействуют на посетителей. Но чтобы фото «Памятник Николаю I в защитном устройстве на площади Воровского 6 августа 1941 года» или «Снятие защитного укрытия с памятника «Медный всадник» (1945 год) ломало «пятую стену», организаторы пошли на хитрость, разместив в зале муляж тех самых баррикадных мешков.

Что же касается экспонатов, отражающих войну непосредственно, то нужно назвать витрину, в которой разместили ручную сирену воздушной тревоги, фрагмент немецкой зажигательной бомбы (именно такие на крышах ленинградских домов гасил Михаил Зощенко), ручной пожарный насос и спецпропуск, разрешающий перемещение по городу после сигнала «Воздушная тревога».

Исаакиевский собор в раннем СССР был превращен в антирелигиозный музей, то есть учреждение с научным уклоном, отсюда — представленный на выставке маятник Фуко (в стенах собора этот прибор функционировал с 1931-го по 1986-й годы). Или, скажем, «атеистическая» картина «Галилей перед судом римской инквизиции» Карла Фридриха Рейхерта, которую летом первого года войны на специальном вале эвакуировали из города на Неве в Удмуртию.

Вообще тема эвакуации, сохранения в тайниках и спасения культурных ценностей, которым угрожало варварство оккупантов, на выставке оказалась главной.

И наиболее интересная в этом плане - инсталляция «Хранилище», представляющая собой в том числе гору деревянных ящиков: в них из впоследствии уничтоженного немцами Петергофа и из Царского села

перевезли в Ленинград золотых ангелов, старинные картины, статуэтки и бесценную мебель. Как это происходило, выставка сообщает более чем красноречиво.

Детские рисунки военных лет, хлебные карточки, кусок блокадного хлеба, муляж тумбы с театральными афишами и обложки изданных в годы ВОВ ленинградскими издательствами книг — это еще один уровень визуализации. Равно как и линогравюры Алексея Ушина, изображающие Ленинград в блокаде: великий город, затянутый маскировочными сетками, с прибрежной линией, усеянной «зубами» и противотанковыми «ежами», с аэростатами, зависшими в небе, разрезанном светом прожекторов.

Но нельзя забывать, что у процесса сохранения музейного наследия (из одной только Гатчины мужественные музейщики вывезли 12 тыс. предметов!) есть конкретные имена и лица: Евгения Турова, Николай Вейс, Зоя Вейс, Генрих Вейс-Афанасьев, Маргарита Вейс, Марина Тихомирская, Тамара Попова, Серафима Балаева, Вера Лемус. И выставка, открытая двадцать лет назад, проговорила их, судя по всему, впервые (на тот момент) настолько четко.

Финальная часть в силу объема может претендовать на самодостаточность. За годы военного лихолетья настенные росписи Исаакия катастрофически пострадали. Восстанавливать их пришлось советским реставраторам во главе с Борисом Николаевичем Ворониным — уже после Победы. Но и в этом, послевоенном и вполне мирном деле — наши мастера показали себя настоящими героями.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

В феврале Гаврас лично представил на Роттердамском кинофестивале свой новый фильм «Последнее дыхание» о том, как человеку можно достойно уйти в мир иной, и что могут для этого сделать его близкие и
подробнее...

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...