Срочные новости раздела
Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

Капуста у Исаакия, ангелы в ящиках и зажигательные бомбы: как сокровища Ленинграда спасали от фашистов

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение фотографического кадра: на тонкой пленке на первом плане — красноармеец и женщины за уборкой капустной грядки, второй план — величественный Исааакий. В сумме мы получаем эффект присутствия, достоверно возвращающий в 1942-й год. При этом и «простые» снимки из Центрального государственного архива кинофотодокументов СПб мощно воздействуют на посетителей. Но чтобы фото «Памятник Николаю I в защитном устройстве на площади Воровского 6 августа 1941 года» или «Снятие защитного укрытия с памятника «Медный всадник» (1945 год) ломало «пятую стену», организаторы пошли на хитрость, разместив в зале муляж тех самых баррикадных мешков.

Что же касается экспонатов, отражающих войну непосредственно, то нужно назвать витрину, в которой разместили ручную сирену воздушной тревоги, фрагмент немецкой зажигательной бомбы (именно такие на крышах ленинградских домов гасил Михаил Зощенко), ручной пожарный насос и спецпропуск, разрешающий перемещение по городу после сигнала «Воздушная тревога».

Исаакиевский собор в раннем СССР был превращен в антирелигиозный музей, то есть учреждение с научным уклоном, отсюда — представленный на выставке маятник Фуко (в стенах собора этот прибор функционировал с 1931-го по 1986-й годы). Или, скажем, «атеистическая» картина «Галилей перед судом римской инквизиции» Карла Фридриха Рейхерта, которую летом первого года войны на специальном вале эвакуировали из города на Неве в Удмуртию.

Вообще тема эвакуации, сохранения в тайниках и спасения культурных ценностей, которым угрожало варварство оккупантов, на выставке оказалась главной.

И наиболее интересная в этом плане - инсталляция «Хранилище», представляющая собой в том числе гору деревянных ящиков: в них из впоследствии уничтоженного немцами Петергофа и из Царского села

перевезли в Ленинград золотых ангелов, старинные картины, статуэтки и бесценную мебель. Как это происходило, выставка сообщает более чем красноречиво.

Детские рисунки военных лет, хлебные карточки, кусок блокадного хлеба, муляж тумбы с театральными афишами и обложки изданных в годы ВОВ ленинградскими издательствами книг — это еще один уровень визуализации. Равно как и линогравюры Алексея Ушина, изображающие Ленинград в блокаде: великий город, затянутый маскировочными сетками, с прибрежной линией, усеянной «зубами» и противотанковыми «ежами», с аэростатами, зависшими в небе, разрезанном светом прожекторов.

Но нельзя забывать, что у процесса сохранения музейного наследия (из одной только Гатчины мужественные музейщики вывезли 12 тыс. предметов!) есть конкретные имена и лица: Евгения Турова, Николай Вейс, Зоя Вейс, Генрих Вейс-Афанасьев, Маргарита Вейс, Марина Тихомирская, Тамара Попова, Серафима Балаева, Вера Лемус. И выставка, открытая двадцать лет назад, проговорила их, судя по всему, впервые (на тот момент) настолько четко.

Финальная часть в силу объема может претендовать на самодостаточность. За годы военного лихолетья настенные росписи Исаакия катастрофически пострадали. Восстанавливать их пришлось советским реставраторам во главе с Борисом Николаевичем Ворониным — уже после Победы. Но и в этом, послевоенном и вполне мирном деле — наши мастера показали себя настоящими героями.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...