Срочные новости раздела
Режиссер и продюсер Сергей Члиянц, победив с фильмом «Ветер», готов опять уйти в море

Режиссер и продюсер Сергей Члиянц, победив с фильмом «Ветер», готов опять уйти в море

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не дотянул.

В титрах «Ветра» он указал фамилию Луцык, а не привычную Луцик, поскольку первый вариант правильный: фамилия, данная при рождении будущего сценариста и режиссера. Петр Луцик умер в сорокалетнем возрасте 25 лет назад. Его друг и соавтор Алексей Саморядов в 1994-м, в 31 год, трагически погиб на одном из кинофестивалей. Помимо «Ветра» они написали сценарии «Дикое поле», «Окраина», «Дети чугунных богов», «Лимита». 

В «Ветре» действие происходит на юге России, хотя скорее везде и нигде, и в недалеком будущем. После войны (любой) земля словно мертвая. В море нет рыбы. Ничего нет. Молодая красивая пара Иван и Катя живут в живописном в своей бедности доме посреди пышущей жаром степи. Нет у них ничего — ни хлеба, ни денег.

Ивана сыграл актер МХТ им. Чехова Даниил Феофанов, Катю — невероятная красавица, выпускница ГИТИСа Серафима Гощанская.

Мы разговариваем с Сергеем Члиянцем, с которым знакомы много лет, после его победы на фестивале в Ханты-Мансийске.

— Были ли у вас сомнения по поводу участия в одном конкурсе с совсем еще молодыми режиссерами?

— Конечно, были. Это много раз взвешенное решение. В Европе фильм не взяли ни на один фестиваль по политическим соображениям. Стало понятно, что для того, чтобы картину показать людям — а для меня это всегда самое важное, — нужно иметь какие-то основания. Раньше зарубежные фестивали давали большой информационный повод. На этом «хвосте» можно было как-то заинтересовать прокатчиков. Теперь крупные европейские фестивали для нас закрыты. В России судьба у фильма тоже не сахар. Каким-то чудом я смог закончить «Ветер». Рассчитываю на американские и азиатские фестивали. Фильм приглашали в Сан-Паулу еще на стадии производства, но мы вынуждены были отказаться. Когда-то я получал на «Духе огня» главный приз за «Бумер» и подумал, что есть в этом совпадении что-то мистическое.

— Правда, что Эмир Кустурица назвал ваш фильм антихристианским? На фестивале об этом ходили легенды.

— Правда. Я был удивлен. С Эмиром мы давно знакомы. Я спросил, почему он так решил, ведь это же не я бросаю иконы, а мой персонаж. Да, он в неверии находится. Да, он безбожник. Такой он человек, и в этом его драма, гордыня, которую он не осознает. Сам я человек крещеный, крест ношу. До съемок разговаривал со своим духовником и был благословлен на съемки. Я показал фильм высоким иерархам Русской православной церкви, которые не увидели в нем никаких проблем.

— Несколько лет назад казалось, что вы от кино отдаляетесь, появилось что-то другое: походы в горы в качестве проводника...

— Я расстался с кинематографом резко и сознательно, потому что реформа, которую осуществили мои коллеги в сфере кинематографии, приведя нечестные аргументы, оказалась враждебной. Я и сейчас уверен, что уничтожение Госкино России — чудовищное преступление по отношению к кинематографистам. Могу это доказать в любом суде.

Было создано полюсное финансирование. На одном полюсе — Фонд кино, которому отдали функции финансирования так называемого «зрительского» кино. На другом полюсе оказалось Министерство культуры с финансированием маргинального и артхаусного кино. Стало невозможно снимать нормальное кино, которое я называю содержательным, которое нескучное, к которому мы все когда-то стремились. Я имею в виду свое поколение — Балабанова, Валерия Тодоровского, Месхиева, Хвана, Пичула. Работать в российском кинематографе стало невозможно, если ты не присягнул одному из двух лагерей. Я не захотел никому присягать.

— Что произошло с вашей кинокомпанией после этого?

— Варварским способом моя вполне успешная компания была выброшена из списка. Мне непонятно, на каком основании некоторые кинокомпании, так называемые лидеры, по сути получают деньги вне конкурса. В личной беседе я всех послал куда надо и ушел работать капитаном парусной яхты, потому что я пришел в кинематограф с другими целями.

Прекрасно понимаю, что кинематограф — это бизнес, но в первую очередь это все-таки изготовление смыслов. Если они возникают, то приносят деньги. Такая последовательность меня устраивает. А когда из формулы «кино—смыслы—деньги» исключено среднее звено, то становится грустно, противно, неинтересно; поэтому я сознательно ушел и не собирался возвращаться.

— Заставил вернуться сценарий?

— Нет. Я рассматривал и другие сценарии тоже. Я вернулся, потому что меня жизнь несколько раз больно ударила. Я чуть не погиб, едва не утонул в Атлантическом океане, попал в две тяжелые аварии. Я понял, что Вселенная подсказывает мне сломанными ребрами, руками и ногами, что происходит в моей жизни что-то неправильно, что я не туда иду. Мое дело — кинематограф, и, как показала жизнь теперь и в моем первом неполноценном дебюте по Довлатову, случилось чудо, благодаря которому я смог сделать фильм. 

— Почему неполноценном?

— Фильм «По прямой», который я снял в 1992-м, не совсем полнометражный. Он среднеметражный, 65 минут. Тогда судьба пошла мне навстречу в лице Киры Муратовой и Игоря Апасяна, которые спасли меня от закрытия фильма. А потом в лице человека, который возник из ниоткуда и дал мне деньги, чтобы я мог завершить картину.

С «Ветром» все повторилось. Сначала меня поддержали друзья и была возможность фильм снимать. А потом материализовался человек, который захотел посмотреть весь материал, написал мне интересное и глубокое письмо, сказал, что даст деньги, чтобы мы могли закончить картину. Он оплатил все наши долги. И если бы не этот человек, я фильм бы не смог никогда закончить. Он молодой бизнесмен, не кинематографист и не хочет упоминания своего имени в титрах.

Так что в моей жизни два фильма и два чуда. Когда я работал продюсером, никаких чудес не происходило. Все достигалось кровью и потом. Я умел читать сценарии, видеть людей. Случались ситуации в моей продюсерской жизни, когда я из фильма уходил. Например, оставил дебютный фильм Андрея Звягинцева «Возвращение».

— Почему?

— Андрей, с которым мы продолжаем дружить, честно сказал: «Мне не нужен продюсер. Мне нужны деньги». Я ему ответил, что так неинтересно работать.

— Не влезая в суть?

— Вообще никуда. Такая же ситуация была с Алексеем Попогребским. Он попросил меня получить деньги на картину «Как я провел этим летом», организовать экспедицию на Чукотку. Я все это сделал из уважения к нему, и сценарий мне нравился. Потом спросил, нужна ли еще моя помощь. Алеша ответил, что нет, нужны только деньги и ресурсы. Это Кира Муратова спрашивала, что я думаю, прислушивалась к советам. Финальная версия монтажа «Настройщика» возникла благодаря вашему покорному слуге.

Я считаю своими фильмами только те, в которых могу называться. Когда мы начинали, мы занимались кино как фильмейкеры. А потом пришли киноменеджеры, стало грустно. Поменялись ориентиры. В кинематограф пришли большой бизнес и гигантские амбиции. У госменеджеров появилась привычка за госсчет влезать в чужие фильмы, указывать себя в титрах, выходить на сцену и получать призы. Какие вы продюсеры, если руководите госхолдингами и госкомпаниями? Понятие «продюсер» стало с душком. Это не то же самое, что делают американцы или европейцы, некоторые наши продюсеры, которые глубоко в материале и каждый день занимаются проектом.

— Как случилось, что вы начинали работу с Петром Луциком над «Ветром», а в итоге он снял «Окраину»?

— После моего фильма по Довлатову я подружился с Лешей и Петей, предложил им написать сценарий. У меня появились сразу три продюсера. А потом возникло наше малобюджетное объединение. Мы получили на «разграбление» студию Горького. В рамках малобюджетного проекта решили с Петей снять «Ветер», но стало ясно, что отпущенных денег, 200 тысяч долларов, крайне мало. «Ветер» — сложнопостановочный фильм. Петя предложил заменить сценарий. 

Весь современный русский кинематограф существует благодаря Армену Медведеву. Это я тоже могу доказать в суде. Как человек большого масштаба, он сказал: «Черт с вами! Делайте что хотите. Хотите заменить сценарий — меняйте. Главное, чтобы имена и фамилии персонажей соответствовали и чтобы ветра было много». Я пообещал, что ветра будет много. В «Окраине» его действительно много. А ее главного героя зовут Иваном Алексеевичем Морозовым. Так же как в «Ветре».

«Окраина» сложилась на монтажном столе, а не на съемках. Там вообще изменилась главная мотивация героя. Он ехал искать свою бабу, невесту, которую украли и увезли в Москву. А в финальной версии бабы нет вообще, кроме как в одном кадре, где он везет ее на мотоцикле, и никому в голову не приходит спросить, а что это за баба у него на мотоцикле.

У меня есть черновики Леши Саморядова. Там такая перекличка! Отдельно взятая вселенная где-то между Уралом и Дунаем, горами, морем и краем степи, населена персонажами из разных сценариев. Разве что «Дюба-дюба» другая, но она тоже туда попадает краем своим. Я считаю, ребята — Петя и Леша — ни разу в жизни не написали окончательный сценарий. Они писали киноповести, эскизы — глубокие, эмоциональные. А вот сценарием можно назвать только «Дюба-дюба».

— А как Петр подарил вам сценарий?

— Мы часто у него сидели, когда приезжала его мама, готовила манты. Вкусно было. Мама, кстати, жива. Сидели мы, играли в карты. У него лежала стопка бумаги, а на самом деле сценарий, который назывался «Ветер». В него входило две части — «Дикое поле» и «Ветер». Это была дилогия. Одна про врача, а вторая про моего героя Ивана. Петя вытащил стопку листов. Вырвал один для преферанса, остальные отдал мне: «Возьми, Челик. Снимешь когда-нибудь. Я не буду это снимать. Дарю».

— Перегорел?

— Отчаялся. Рынка нет, денег нет. Время мрачное. Приближался 2000 год.

— Почему вы решили оставить сценарий как есть, ничего не менять?

— Это я так вру. Я многое заменил, и самое главное — финал. В конструкции Петра героиня оживала в присутствии мужа, то есть они оба оказывались на том свете. Мне эта концепция показалась много раз использованной и немного устаревшей. У меня Катя не умирает, а спит. Я ориентировался на рукописи, которые у меня остались от Пети. И там есть его варианты.

— Почему в поисках героини вы ориентировались на Марину Влади?

— Это женщина-мечта. Я имел в виду мистическую Марину Влади из ее ранних фильмов. Катя — не местная. Не уверен, что у меня это получилось. Она не копается в огороде. Она училка. У нее висят портреты Гоголя, Платонова, Маркеса. А Иван — обычный. Его кредо «я спокоен, потому что все могу; я решу любой вопрос, потому что я Иван Морозов; а если не смогу, то отвечу за это». Это такой русский характер. Я таких людей видел. Катя для него чуть-чуть непостижимая. Она для него жизненный приз. Я пробовал несколько хороших актрис. Здорово работали Юля Хлынина, Алена Михайлова. И главный актер был другой. Все менялось бесконечно, не было понимания, что фильм состоится.

— Олег Васильков прекрасный артист, заслуженно получил награду. А вот абсолютно чувствует материал все-таки дебютант Даниил Феофанов.

— Васильков молодец! Я всегда актерам в начале съемок говорю: «Если фильм дерьмо, то я вам должен; а если получился, то мы в расчете». Так было и с «Бумером». Меня один актер спросил, как мне удалось из Дани сделать совсем другого человека. Я артистов люблю, не боюсь, подробно с ними работаю, нахожусь рядом на площадке. Я вообще не работаю с монитором.

Даню я провоцировал. Каюсь! Не подпускал близко, не дружил, не разговаривал по душам, замучил, отправлял на полигон дрова рубить, ночевать в лесу. Дал ему инструктора спецназа. Они прошли курс выживания, чтобы Даня перестал быть московским мальчиком. Я часто вставлял в материал то, что снято после команды «стоп!». Бьешь оператора по коленке, чтобы включил камеру, прежде чем прозвучит команда «начали!». Так возникала естественная органика.

— Но, чтобы все это произошло, надо было в молодом артисте увидеть неочевидное.

— Прообразом был молодой Женя Сидихин. Психофизическая скорость мужчины сильно связана с его комплекцией. Как говорил Алеша Саморядов, мы пишем про гигантов, а вы снимаете карликов. И «Дикое поле», и «Ветер» — история про гордыню. Надо же понимать, что люди без тебя тысячу лет жили в диком поле и еще проживут. Никто тебя не заметит. Не нужен ты там.

Все было непросто. Южные аэропорты закрыты. Менялись операторы. Надо было выдержать съемки в холодной воде. Мы жили как цыганский табор, в отелях с проститутками, дальнобойщиками на дороге.

— На «Духе огня» вы показали в последний момент перемонтированную картину?

— Музыку, звучащую на титрах, я нашел в последний день. Она стоит в эскизе, без перезаписи. Стихи мои. Поет певица Таис, очень интересная. Я перемонтировал картину, начал со сцены вербовки на войну, со слов «войне быть». В сценарии первые слова другие, бытовые. Огромное количество людей, начиная смотреть картину, пытаются разобраться в трех вопросах: кто, где, когда? Об этом мои учителя говорили, и я студентам повторяю. Если вы не можете на эти вопросы ответить емко и коротко, то дальше никто смотреть фильм не будет. Я поставил эту сцену в начало, и стало понятно как минимум «где?» и «когда?». Возможно, это ошибка, но у меня есть второй вариант фильма.

— Теперь не остановитесь? Будете снимать?

— Конечно, буду снимать, но не буду работать продюсером. Если бы мне на голову упал сценарий, какие были во времена моей молодости, и свалились бы деньги, может, я и поработал бы. Но точно знаю, что этого не будет. Все, кто мало-мальски умеет писать, куплены на пять лет вперед. Да и нет у них ни сил, ни времени, ни вдохновения.

Продюсер — это нервы, плохое настроение. Зачем мне это? Режиссером работать легко. Я даже не устаю. Я потерял десять лет жизни, замыслы и возможности, но отыгрываться не буду. Есть несколько замыслов и пара готовых сценариев. Один большой. Для него нужна крупная студия. Мы его написали давно с Алексеем Шипенко. Это история про крейсер «Варяг», история русского чуда, потому что все остались живы.

Есть на примете старые сценарии Юрия Короткова и Геннадия Островского, остался один набросок Балабанова. Может, сам что-то напишу. Есть последний не поставленный сценарий Луцика и Саморядова и шальная идея. Знаете, что Луцик и Саморядов не одобряли фильм «Дюба-дюба»? Он в большой степени снят не по сценарию. Саша Хван все переделал, и ребята даже хотели убрать свои фамилии из титров. Довольно злобно они к этому относились. Может, «Дюбу-дюбу» переснять? При всей любви к Сашке, царство ему небесное… Переснять так, как написано в сценарии…

— То есть это будет совершенно другая история?

— Да, но главная коллизия сохраняется. Мне сейчас много текстов стали предлагать, хотя я и старенький, а любят новеньких. Предлагают работу платформы, каналы, частные продюсеры. С недоумением читаю и спрашиваю: «А зачем вы это хотите сделать?»

— Молодые на все соглашаются, чтобы получить работу.

— Так можно же текст довести до ума. Каждый кинематографист два раза в год испытывает эрекцию, когда надо срочно подать документы в Минкульт или Фонд кино. Не понимаю, зачем устраивать эту истерику. Принимайте сценарии, как это было в Советском Союзе. Созрел сценарий — прочитали, ответили. Не созрел — автор продолжает над ним работать.

Если бы совсем не было госденег, то было бы не так плохо. Кино было бы дешевым, как в Румынии. Ну не было бы зарплат в полтора миллиона рублей, какие получают некоторые звезды. Из-за просчетов госуправления работать в кинематографе не очень приятно, и я готов опять уйти в море.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...