Группа артистов Вахтанговского театра выступила под куполом Триумфального зала музея-панорамы «Сталинградская битва». Про-звучали строки Ильи Эренбурга, Семена Гудзенко, Расула Гамзатова, а вместе с ними — Влада Маленко, Олега Митяева и других авторов, которые посвятили свои сочинения Великой Отечественной войне. На сцену к волгоградцам вышли артисты Вахтанговского театра Лидия Вележева, Ольга Боровская, Евгений Князев, Дарья Щербакова, Олег Поляк, Александр Павлов, Игорь Карташев, Марина Есипенко и Эльдар Трамов. А в зале артистов приветствовали ветераны Великой Отечественной войны, а также участники СВО и, что немаловажно, молодые зрители.
Программу концерта артисты составляли самостоятельно, согласо-вывая с режиссером Эльдаром Трамовым. Но просто чередовать поэ-тические, прозаические строки и песни было бы не по-вахтанговски.
«Я занимался темой Волгограда, Сталинграда, — делится с «МК» Евгений Князев, — у меня есть книги, дневники, письма солдат, ко-торые они присылали с фронта. Я предложил эти материалы нашему режиссеру».
Их взяли в работу, и решение оказалось удачным. Фронтовые письма в прочтении Евгения Князева стали красной связующей нитью между номерами. Словно на сцену с артистами вышли сами солдаты и рассказали свои личные, очень интимные, но такие значимые обращения, которые, увы, звучат современно:
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подо-брал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми в за-хваченных городах и селах, где они убивают и топчут наших ребят… Мила! Твой папа будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Верь мне и ничего не бойся! Если что-то будет тебе непонятно, мама потом объяснит. Обнимаю тебя, родная. Любящий тебя отец, Дмитрий Петраков».
Из песен прозвучали хорошо знакомые «Темная ночь», «Тучи в го-лубом», но вместе с ними и малоизвестные песни о войне Олега Ми-тяева в исполнении его супруги Марины Есипенко. Для артистки это была первая поездка в Волгоград, а участие в «Чтениях Победы» — личная история. Ответ на приглашение принять участие в этом вечере для нее мог быть только положительным, ведь «это святое». Ока-зывается, дедушка Марины Николаевны в первых рядах добровольцев пошел на войну и погиб в боях под Брянском. А бабушка продолжала верить, что он выжил, и ждала его всю жизнь:
«Первую песню, «В осеннем парке», я посвятила дедушке, а вторую, «Танцы после войны», — всем женщинам, которые ждали своих мужей и детей с фронта…» — рассказала Марина Есипенко.
В зале на первых рядах сидели ветераны Великой Отечественной, которых осталось уже не так много, но они нашли силы прийти. Вместе с ними — ветераны афганской войны, а также участники СВО и совсем молодые зрители. Евгений Князев прочитал стихотворение Влада Маленко «Ржев», которое прозвучало как обращение к подрастающему поколению.
«После концерта ко мне подошли трое ребят, лет 13–14, и сказали: «Мы услышали в ваших словах, что от нас очень много зависит», — рассказывает Евгений Князев. — Утверждаю, есть у нас такие молодые люди, для которых слова «Родина», «Россия» — небезразличные слова. Они будут пытаться ее сохранять и жить жизнью, географией и историей своей страны. Молодежь небезразличная. Видимо, есть в школах гражданское воспитание — именно гражданское, когда чело-век понимает, что это твое место, твоя Родина, ты здесь родился, и ты здесь пригодишься, ты нужен».
Событие стало особенным не только для волгоградцев, но и для самих вахтанговцев. За полдня, которые им предстояло провести в городе-герое, успели сделать совсем немного — репетиция, быстрый осмотр музея, концерт, посещение Мамаева кургана буквально перед обратным рейсом.
«Едва я ступила на сталинградскую землю из самолета, мурашки пробежали по спине, — делится Марина Есипенко. — Каждый санти-метр этой земли полит кровью наших солдат. То, что успели увидеть в музее, — ошеломительно. Каждый экспонат связан с людьми, которые ценой своей жизни завоевали Победу — именно так, ведь Ста-линградское сражение было решающим».
Да, те 200 дней и ночей Сталинградской битвы перевернули ход войны ценой множества жизней, да и сам город был стерт с лица земли. Но обратимся к цифрам (которые, кстати, вспомнили и вах-танговцы в этот вечер): против войск фашистской Германии Дания продержалась 6 часов, Люксембург — 1 день, Голландия — 5 дней, Югославия — 11 дней, Бельгия — 18 дней, Польша — 27 дней, Фран-ция — 42 дня, а один Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней. За время его штурма гитлеровцы потеряли больше солдат, чем при взятии Парижа…
«Волгоград — великий город, восставший из пепла, ведь он был весь разрушен, — заключает Евгений Князев. — Это героизм тех лю-дей, которые там жили. Ведь можно было расположиться на новом месте и создать новый город. Но они вернули и возродили свой Ста-линград».