В «Аутсорсе» продолжатель знаменитой кинодинастии играет исполнителя смертных приговоров (в кадре 1996 год, и казнь в России еще не отменена), открывшего способ неплохого заработка. Он вкладывает оружие в руки тех, чьи родственники стали жертвами пойманных убийц, предлагая таким образом превратить исполнение приговора в личную месть. Подобная услуга стоит недешево, но желающие щедро платить быстро находятся. Однако от четко продуманной схемы до кровавого хаоса всего один шаг.
В сериале, с одной стороны, есть набор кинематографических штампов о девяностых. Государственная машина лежит почти в руинах, и для людей решительных и предприимчивых, особенно тех из них, кто не боится переступить закон, наступили золотые времена. У молодежи будто всего два пути: мужчинам — в бандиты, женщинам — в проститутки. Всюду кухонные баталии о стране, которую потеряли, и общая неопределенность.
Однако с каждой серией создатели «Аутсорса» словно теряют интерес к реставрации эпохи и погружаются в настоящую трагедию. Тарантиновщина, без которой редко обходятся местные фильмы о девяностых, вдруг уступает место чуть ли притче о выборе между светом и тьмой и о массе трудностей в стремлении отличить одно от другого. И в подобном антураже Иван Янковский кажется тем самым актером, который способен сделать злодейство его героя главной интригой проекта.
Первая главная роль досталась Ивану еще в подростковом возрасте в полнометражном фильме «Индиго» (2008). Примерно в те же времена знаменитая российская киносемья в полном составе дала внушительное телеинтервью обо всем сразу. По ходу беседы Олег Иванович Янковский, вероятно, адресуя свои слова внуку, заметил, что один раз сняться в кино может кто угодно, это очень легко, но сделать из этого профессию, оставаться интересным людям — гораздо сложнее.
Можно предположить, что и сын Филипп, и внук Иван отнеслись к словам легенды советского кино и театра весьма серьезно. Сейчас оба нарасхват, а младший из актерской династии обладает завидным чутьем на роли и сценарии. Конечно, в фильмографии Ивана есть проекты, без которых можно было обойтись, но в некоторых случаях молодому актеру явно повезло. Так было с фильмами «Тряпичный союз» Михаила Месецкого, «Дама пик» Павла Лунгина, «Текст» Клима Шипенко. А когда в российской сериальной индустрии началась эпоха стриминговых платформ, Иван Янковский попал во многие знаковые проекты — от «Топей» и «Фишера» до «Слова пацана».
Перед релизом «Аутсорса» кипели нешуточные страсти вокруг сериала «Преступление и наказание», где Иван Янковский сыграл Раскольникова в современных декорациях. Роль тюремного надзирателя как будто вырастает из экранизации романа Достоевского. Персонаж Янковского снова цинично манипулирует людьми, весьма вольно толкует добро и зло, и в ситуации, когда с экранов вещают колдуны и лекари, он становится для окружающих кем-то вроде проповедника.
У Ивана сейчас в работе самые разные роли, но создается впечатление, будто он прямо-таки незаменим для проектов, в которых вера в человечность трещит по швам. Играя и злодеев, и даже тех, кто их преследует, Янковский наделяет своих персонажей массой отталкивающих качеств, однако отрицательное обаяние в его интерпретации становится несомненным магнитом для зрителя.
В своем взгляде на девяностые создатели «Аутсорса» взяли довольно высокую планку. Обычно среди персонажей сериалов и фильмов о тех временах есть кто-то условно положительный. В данном случае обошлись даже без намеков на добродетель. Разваливающийся барачный город, хруст зеленых купюр по смертельным сделкам, шуточки о качестве интимных услуг как условии карьерного роста. Наверное, именно так нужно рисовать эпоху, к которой старательно формируется стойкая неприязнь. Правда, над некоторыми приметами девяностых время невластно.
«Какое у моих детей было будущее при «совке»?» — негодует одна из героинь во время типичного для того времени спора. Спустя тридцать лет изменились напитки на столах, дизайн интерьеров, но никак не местная метафизика.