В мартовские праздники, когда улицы полны тюльпанов, счастливых улыбающихся женщин, довольно странно идти на оперу о Великой французской революции и, соответственно, обо всех ужасах, которые следуют за событиями такого масштаба, — кровь, жертвы, маленькие и большие человеческие трагедии. Словно не то настроение, не те обстоятельства для премьеры с таким сюжетом. Но все же режиссер Александр Титель оказался прав.
Сюжет довольно простой: молодой поэт влюбляется в юную графиню Мадлен незадолго до эпохальных событий 1789 года. Его чувства находят ответ! Спустя 4 года влюбленные встретятся вновь, но жизнь будет уже совсем другой. Шенье попадает в тюрьму. Суд, приговор — смертная казнь. Его возлюбленная, потерявшая в революцию и семью, и дом, и всех близких, обнаруживает единственный смысл жизни в любви к поэту. Поэтому решает умереть вместе с ним. Она меняется местами с женщиной, приговоренной к смертной казни, и идет на гильотину под руку с любимым.
Лаконичные и простые декорации — арки, которые становятся то бальной залой в доме графини, то мостом, с которого кричат революционеры, то улицей, то залом суда с трибуной, то гильотиной. Удивительный оксюморон: статика, которая непрестанно меняется. Вместе с декорациями константой на сцене является красный цвет, который отвечает за революционный дух и проливающуюся кровь. Все эти решения — работа художника-постановщика Александра Боровского. С первых минут спектакля атмосфера грядущих кровавых политических перемен захватывает зрителя. Но, несмотря на яркость красного освещения, к нему быстро привыкаешь, настолько, что перестаешь обращать внимание. Весь фокус переводится на страсти, происходящие между Андре, Маддаленой (так героиню называют в этой постановке) и третьим участником любовного треугольника Жераром. Хотя на сцене, безусловно, присутствовала и революция, и разъяренная толпа, и роковой революционный трибунал над поэтом, но послевкусие от постановки остается именно таким: любовь на фоне кровавых ужасов политических перемен, которая всегда побеждает — вот, пожалуй, в чем заключается главный посыл «Андре Шенье» в постановке Александра Тителя. И именно поэтому уместно ее показать в самом начале весны, в пору, когда вновь «цветут сады в душе».
Потрясающе раскрылся Чингис Аюшеев, исполнивший заглавную роль поэта — и как певец, и как актер. Впрочем, и все его партнеры по сцене были блистательны. Маддалена — Элеонора Макарова, Жерар — Андрей Батуркин, все, кто составил любовный треугольник. Хотя и второстепенные роли были сделаны не менее качественно.
Музыкальная составляющая, которая в «Андре Шенье» должна быть на высоте (впрочем, как и в любой другой постановке) априори — партии непростые, вопросов не вызвала. Оркестр под управлением приглашенного молодого итальянского дирижера Пьетро Маццетти дышал, свободно и легко выводя каждую ниточку кружева, из которого сплетена опера. Кричащих эмоций, свойственных веризму, не было. А сдержанность, лаконичность, выверенные чувства героев, на которых и был фокус, оркестр, напротив, подчеркнул и усилил. Он же и добавил динамичности действию, которое по ощущениям развивалось степенно.
За прямолинейность и простоту Александра Тителя уже успели поругать. Как сказал наш президент: «Мы за, но есть нюансы». Может, и не хватило динамики, неожиданных решений. Но нужно ли вылезать из кожи вон именно в этой опере, с и без того непростой музыкой? Должен ли здесь полыхать огонь революции на сцене? Десятиминутная овация в зале ответила на все вопросы сама. Артистов не отпускали со сцены долго и с особенным жаром и радостью аплодисментами наградили «любовную троицу».