Срочные новости раздела
На выставке Ольги Тобрелутс посетитель становится плоским

На выставке Ольги Тобрелутс посетитель становится плоским

«Это не концептуальная выставка. Мне было интересно собрать живопись, поскольку так ее собрать уже никогда не получится. Она в разных собраниях. В то же время это воспоминания о друзьях», - сказала Ольги Тобрелутс во время экскурсии по залам галереи.

Начинается наше путешествие с серии «Священное дерево». Оно можжевеловое и меняется в зависимости от освещения и времени года. С ним связана история семьи Тобрелутс, корни которой в Эстонии.

Все мы много времени проводим в облаках, летая на самолетах. Ольге интересны облака в разное время суток, стадийная живопись как таковая, когда один живописный слой просвечивает через другой. Обладатель ее картины «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь. Грозовое облако» только на выставке обнаружил, что облака на ней розовые. В его доме они синие, поскольку нет такого освещения, как в выставочном зале. А тут свет пробивает свинцовый слой белил, открывая простор розовому. Стоит убрать освещение, и облака вновь будут синими.

В серии «Небесные ландшафты» представлено «Вознесение Святой Екатерины ангелами на Синай» (2013). Картина появилась по инициативе Музея современного искусства датского острова Борнхольм, где Ольге предложили написать ее в течение месяца в выставочном пространстве. Каждый день к ней приходили местные жители, готовые сталь моделями.

Искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов был куратором выставки «Небесные ландшафты». После его смерти в ноябре 2023 года Ольга написала его портрет по воспоминаниям тех дней, когда «наплаваешься и ляжешь усталый на солнышке». «Аркадий умер, и я решила собрать его тексты в книгу «Меланхолия» о современных художниках. Он участвовал в проектах только в том случае, если видел интерес для себя, и в текстах писал о себе. Я попросила его друзей поделиться воспоминаниями. В книгу вошел и текст «Ноябрь», где Аркадий предсказал свою смерть в ноябре».

Гуляя по окрестностям венгерской деревни Пача, Ольга обратила внимание на буйное цветение. Захотелось передать его многослойность в живописи. Сначала нанесла два слоя, потом четыре. Следующая работа будет пятислойной. «Психиатры советуют, если у вас стресс, смотрите на растения, рассматривайте цветы, листья», - говорит Ольга. Из созерцания красоты родилась и серия «Похищение Европы». Во сне ее похищает бык, а это символ Америки. Нынешний владелец картины, когда стало невозможно бывать в Европе, отправился на Мальдивы, предложил Ольге переключиться на них. Впервые попав туда, она была потрясена движением воды и сделала серию «Мальдивы», используя квадратики и полоски.

С наблюдениями за растительностью связана и серия «Летнее платье». На триптихе цикла изображен Нарцисс, смотрящий на свое отражение в воде. Чтобы он не испытал разочарования, Ольга снабдила его нарциссами. В ее работах цветы мало похожи на те, что существуют в природе, но тут они такие, какие есть.

С появлением искусственного интеллекта ей, пионерке видеоарта, пришли мысли о человеке как о биологическом роботе, способном подсознательно переносить цифровой код изображения. Ольга провела эксперимент - нарисовала эскизы, построила изображение втрехмерном измерении, перенесла его на холст. Теперь, наведя на картину телефон, можно увидеть, как он распознает собрата, рожденного в цифровом поле. В серии «Транскодированные структуры» художнице интересно рассмотреть, как наш мозг считывает цифровое изображениепо образу и подобию мобильного устройства.

Над лестницей, ведущей на второй этаж, разместили «Воскресение». Его предтеча - снятие с креста, сокрытое для всех таинство. Мы видим фейерверк брызг, но стоит навести телефон, и взору открывается снятие с креста.

На своей персональной выставке в Нью-Йорке Ольга обратила внимание на неожиданный эффект. Стоит человеку подойти к ее картине и начать фотографироваться, как шипы с полотна выходят за его пределы. Цифра считывает человека плоским, поскольку он биологическое существо. А тезку, рожденного в цифровом поле, видит трехмерным. Мы тоже провели эксперимент. Один из посетителей подошел к картине и стал плоским под прицелом наших камер.

Какие-то проекты остались неосуществленными. С Федором Курехиным Ольга мечтала сделать феерию абстракций на музыку его отца, Сергея Курехина, придумала ассоциативные костюмы - Меломана, Мечтателя, Органиста, Самурая... Но денег на пошив найти не удалось. Эскизы хранятся в Музее Зверева.

На третьем этаже представлены эксперименты начала 90-х, видеоарт. В 18 лет Ольга увлеклась орнаментом и вместе с режиссером параллельного кино Иветтой Померанцевой работала над фильмом.

«Фиолетовые птицы». «Я была уверена, что у нас на 16 мм пленке получится растворение в природе. Я брала аналоговые орнаменты, которыми покрывали себя дикие племена, чтобы раствориться в лесу во время охоты. К сожалению, Вета снимала совсем другой фильм. Когда мы на «Мосфильме» проявили отснятый материал, это стало очевидно. Я заплакала».

Идею Ольги поддержал Владислав Мамышев-Монро, выбравший роль Бога Солнца, хотя такого персонажа не было. Дело было в столовой. Он тут же соорудил костюм из серебристых тарелок, фольги, в которую заворачивали пирожки, сделал юбку, прицепил скатерть.

Ольга всегда действовала решительно. Когда поняла, что надо самостоятельно снимать, отправилась в "Останкино" за видеокамерой. Ходила по коридорам, пока не забрела в редакцию «Взгляд», где встретила Александра Любимова. Он направил ее к Эрнсту, который посоветовал обратиться на берлинский телеканал, где все необходимое дают бесплатно. И Ольге действительно дали там оператора, камеру, комнату для работы.

Понадобился ксерокс – надела синий парик, неделю в нем стояла в витрине в качестве рекламы. Взамен получила возможность сделать орнаментальные копии, из которых склеила лабиринт, сняла его на камеру. Почти случайно, хотя у Ольги все не случайно, попала в Берлине в институт, где уже в 1991-м продемонстрировали виртуальные шлемы. С ужасом поняла, что все, что мечтала создать, сделано до нее.

На выставке можно увидеть ее фотографии в местах, где она не была. В начале 90-х это воспринималось как прорыв. Хотя вспомнились работы одного джентльмена на заре фотографии, который фальсифицировал путешествия. Он снимался рядом с домом и выдавал за зарубежный вояж.

История Геракла, отказавшегося от подвигов, в трехмерном изображении сопровождается трепетом искусственного мира – листочками, цветочками. Ольга сняла маленький фильм «Последний подвиг Геракла», где герой решил ничего не совершать. Вопрос героизма в 90-х многих волновал, но детей не воспитывал как будущих героев. Так возник исчезающий Александр Македонский. Он есть, но потом растворяется в пространстве.

«Горе от ума» снято в 1993 году с участием Тимура Новикова, Владислава Малышева-Монро, Андрея Хлобыстина. Всего семь минут.

«Я очень любила «Горе от ума», знала его почти наизусть, - рассказывает Ольга Тобрелутс. -Меня расстраивало, что Чацкий был изгнан, и я решила изменить конец. Владик не соглашался на роль Молчалина. Пришлось его обмануть. Это же немое кино. Я показывала, что надо делать, куда встать. Так как Владик произведение не читал, то только к середине фильма осознал, что он не Чацкий, был разъярен, отказывался сниматься. Тимуру пришлось его уговаривать, и этот момент вы сейчас увидите. В итоге Владик уехал из Москвы и погиб на Бали».

Серия «Кавказский пленник» находится в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Пекине. Ольге тут было интересно поразмышлять в духе Кандинского: «Геометрическая линия – след перемещающейся точки». Придумала себе костюм Империи в виде красной и постоянно расширяющейся точки. Варвар стал символом византийской империи и постоянно вступает в схватку. Византийская шапочка с него падает, появляется турецкий тюрбан, который всех примиряет. И нет уже ни империи, ни варваров. Музыку к инсталляции написал Леонид Десятников.

Еще один фильм Ольга никогда прежде не показывала, считая неудачным. Он снят на 35 мм в 1988 году. Это попытка сравнить поэзию Маяковского и безумную любовь Малышева-Монро к Мэрилин Монро. Снять фильм за день помог Андрей Кравчук, известный теперь по «Союзу спасения», «Адмиралу», «Итальянцу», а тогда только начинавший в кино.

Завершает экспозицию маленький фильм по «Будущим летчикам» Дейнеки. Летят самолеты, поглощая своим ревом все пространство, и мальчики, сидящие у моря, кажутся вырезанными из фанеры. История становится другой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...

В залах, где расположилась выставка, удивительно тихо. Даже если и встречаешь компанию людей — они проходят от полотна к полотну молча. Заразительная беззвучность, звенящая в атмосфере экспозиции,
подробнее...

Отдельные предметы их творчества часто бывают представлены среди экспонатов на выставках, посвященных русскому авангарду. Но никогда прежде не рассматривалась в такой полноте история их отношений,
подробнее...

Низкие своды. Небольшая залитая февральским солнцем комната. Мольберт, тюбики, банки с краской вокруг, кисти, картонажные папки с рисунками послевоенных лет, на стенах — картины. Старые фотографии, но
подробнее...

Триумф американской картины «Анора» Шона Бейкера с участием российских актеров на Каннском кинофестивале, где она получила «Золотую пальмовую ветвь», до сих пор у многих кинематографистов и зрителей
подробнее...

В первых комментариях «МК» Иванов говорил о кандидатуре советника президента уклончиво — мол, как решит съезд, так и будет, но чисто технически Владимир Ростиславович — как и любой другой член союза —
подробнее...

Вечер организовал их сын, продюсер Иван Панфилов, с использованием технологии дипфейка, чтобы создать иллюзию присутствия своих родителей в зале. Все время звучали их монологи. Казалось, что говорит
подробнее...

«На последней странице первой тетрадки в рамке напечатано: «Продается в книжном магазине Ивана Васильевича Сленина у Казанского моста по 5 рублей, а с пересылкою — по шесть рублей».— Какой тираж был у
подробнее...

За годы существования «Оскара», а это уже почтенные 96 лет, его получали русские по происхождению операторы, композиторы, художники по костюмах, режиссеры и фильмы…Первым лауреатом от СССР стал в 1943
подробнее...

«На его месте должен быть я!» — «Напьешься — будешь». Нет, Сергей Васильевич провернул для всех еще более сложную комбинацию. Когда-то Алла Борисовна выбрала его в свои короли. Помню сюжет из 90-х:
подробнее...

В зале Шнитке Московского международного дома музыки аншлаг. Среди гостей — родные и близкие Ирины Архиповой, а также музыкальный критик и обозреватель Йосси Тавор, историк оперы Александр Матусевич и
подробнее...

Прежде чем откроется занавес, зритель успеет прочитать цитату из лекции Владимира Набокова о «Дон Кихоте», где есть глава о жестокости и мистификации. Антон Федоров поведет нас именно в этом
подробнее...

События сериала «Натали и Александр» разворачиваются в довольно короткий промежуток времени между сватовством поэта к юной красавице и роковым знакомством с Дантесом. Однако событий и страстей самого
подробнее...

Признаков насильственной смерти не обнаружили, но пока продолжается расследование. Джин Хэкмен когда-то служил в морской пехоте и в кино пришел, когда ему было за 30, проработал в нем более 40 лет. Он
подробнее...

Трудно реконструировать события тех лет, но с уверенностью можно сказать, что в светских гостиных, на балах и приемах звучали фразы такого рода:— А вы уже прочитали, милостивый государь? Каков Пушкин!
подробнее...

Александр Домогаров и Александр Вертинский. Казалось бы, что общего между бруталом отечественного театра/кино и утонченным Пьеро русской эмиграции? Разве что оба — любимцы публики, особенно женской ее
подробнее...